Готовый кроссворд по медицине - на тему "дыхательная система". Кроссворд "органы дыхательной системы" Кроссворд на тему дыхательные органы 25 слов

Цель: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями.

Задачи: Образовательные : установить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; усвоить значение дыхательного процесса; выяснить механизм голосообразования; выявить роль кислорода для организма.

  • Развивающие : развивать умения выделять главное в изучаемом материале (путем составления таблицы); развивать навыки исследовательской работы анализировать наглядные фрагменты видеофильма; уметь работать с учебником.
  • Воспитательные : формировать научное мировоззрение; формировать культуру учебного труда; привлечь внимание учащихся к вопросам гигиены голоса.
  • Оборудование: наглядные таблицы по теме “Строение дыхательной системы”, видеофрагменты из фильма “Атлас человека”, презентация (Приложение 1 ), инструктивная карта (Приложение 2 ), памятка (Приложение 3 ), словарь терминов (Приложение 4 ).

    Основные термины и понятия:

    • воздухоносные пути
    • гортань
    • трахея
    • бронхи
    • плевра
    • альвеолы
    • щитовидный хрящ
    • голосовые связки
    • надгортанник

    Оформление доски: дата, тема урока, оформление таблицы “Строение и функции органов дыхания”, словарь терминов.

    Активизация познавательной деятельности учащихся

    I. Организационный момент (2 мин.)

    Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас в здравии и с улыбками на лице.

    II. Мотивация и подготовка к изучению нового материала (5 мин.)

    Сегодня мы приступаем к изучению следующего раздела курса биологии “Дыхание”.
    Начнем мы с выяснения значения дыхательного процесса и познакомимся с особенностями строения органов дыхания человека.
    Запишите тему урока в тетрадь (слайд 1)

    Тема “Строение органов дыхания”

    Проговариваются цели и задачи урока (слайд 2) . Обратите внимание на доску, на ней написана основная цель нашего урока.

    Эпиграфом к нашему уроку хотелось бы взять слова древнеримского поэта Овидия (слайд 3) .

    Совместное целеполагание

    Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней (3 суток), без кислорода – не более 3х мин. Почему? (слайд 4) .
    Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к изучению строения органов дыхания.
    У вас на столах лежат инструктивные карты, посмотрите на карточку №1. Какие органы дыхания человека вы знаете? Подчеркните из них те, которые, по вашему мнению, можно отнести к органам дыхания.

    Карточка 1

    III. Усвоение новых знаний (23 мин.)

    1. Понятие дыхания.

    Так что же такое дыхание? (слайд 5). Краткое определение записываем в тетрадь.

    2. Строение органов дыхания.

    Человек дышит при помощи легких – основного органа газообмена в нашем организме. Но воздух до них проходит определенный путь, который нам и предстоит изучить.

    Обратимся к таблице “Строение органов дыхания” и посмотрим расположение этих путей. При помощи карточки №1 определим, какие из них относят к верхним, а какие – к нижним.

    Достройте схему на карточке 2.

    Карточка 2

    Проверим выполнение карточки 2 (слайд 6) .

    В процессе изучения строения и функций органов дыхания оформим получаемые знания в виде таблицы.

    Органы дыхания и их функции

    Название органов Выполняемые функции
    1. Носовая полость 1. согревание воздуха
    2. очищение воздуха
    3. увлажнение воздуха
    4. обезвреживание бактерий
    5. орган обоняния
    2. Носоглотка проведение воздуха
    3. Гортань участвует в образовании звуков
    4. Трахея, 12 см прохождение воздуха в бронхи и дальнейшее его очищение
    5. Бронхи прохождение и очищение воздуха
    6. Легкие газообмен

    Объяснение учителя с использованием таблицы.

    Путеводителем по дыхательной системе будет являться терминологический словарь, а гидом – пузырек воздуха г.Новокузнецка. Каковы особенности воздуха нашего города? (запыленность)

    Воздух попадает в организм через носовые ходы, окруженные ноздрями (слайд 7) .

    Что мы с вами увидим в носовой полости? (слайд 8)

    Стенки носовой полости образуют неровный рельеф. Каждая половина ее имеет нижний, средний и верхний носовые ходы. За счет этого увеличивается площадь контакта воздуха с наружным слоем клеток слизистой оболочки.

    1. Эпителий, выстилающий носовую полость, называют реснитчатым. Почему? (Его клетки имеют реснички)
    2. Каковы его функции? (Задерживают пылинки и другие частицы)
    3. Какова реакция организма на пыль? (чихание и кашель)

    Что же происходит с воздухом в носовой полости? (слайд 9) .

    Задание: предложите запись функций носовой полости в сокращенном варианте и внесите их в таблицу.

    Давайте послушаем сообщение на тему “Инфекционные и хронические заболевания верхних дыхательных путей”.

    Проведем небольшое исследование и проверим проходимость воздуха через носовые ходы (слайд 11).

    Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, далее в ротовую часть глотки и затем в гортань.

    Происходит ли здесь дальнейшее очищение и увлажнение воздуха? (Да)

    Что произойдет с пузырьком потом? Он попадет в гортань.

    Она имеет сложное строение и образована хрящами, связками и мышцами (слайд 12).

    Самые крупные хрящи – щитовидный (почему он так называется?) – образует угол – кадык; ниже – перстневидный; над входом в гортань – надгортанник.

    Давайте попробуем выяснить роль надгортанника при глотаниии проведем следующий эксперимент (слайд 13).

    Задание. Объясните смысл поговорки “Когда я ем, я глух и нем” (слайд 14).

    Надгортанник прикрывает вход в гортань и препятствует попаданию пищи в дыхательные пути. Это происходит во время глотания. При действии особых мышц надгортанник наклоняется и закрывает вход в гортань. Пища проскальзывает в пищевод.

    А если вы подавились нечаянно, как помочь такой беде? (слайд 15).

    Внимательно посмотрите рисунок на странице 139. Что интересного вы видите в гортани? (голосовые связки). А как же образуется звук?

    Давайте посмотрим видеофрагмент об этом (слайд 16).

    Давайте проведем еще одно исследование (слайды 17 и 18) .

    1. Какие еще органы участвуют в формировании речи? (Язык, зубы, губы, щеки, мышцы гортани)
    2. От чего возникают нарушения голоса? (простудные заболевания – ларингит, фарингит и другие; большая нагрузка на голосовой аппарат у певцов, актеров, дикторов, учителей – людей “говорящих” профессий, курение, алкоголь) (слайд 19).
    1. Не петь подолгу и громко.
    2. Не кричать. Воспитывать в себе культуру разговора.
    3. Не курить.
    4. Закаляться, беречься от простуд.

    Предложите запись функций гортани. Занесите их в таблицу .

    А сейчас немного отдохнем! (слайд 20).

    Как вы думаете, куда воздух попадает из гортани? В трахею.

    Трахея у взрослого человека имеет форму трубки длиной 10-13 см и служит для прохождения воздуха в легкие и обратно.

    Задание: прочитайте текст на с.139, рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

    Чем образована трахея? (16–20 хрящевыми полукольцами)

    Эпителий, выстилающий трахею, называют мерцательным, так как его реснички совершают 10-15 качаний в секунду в противоположную сторону и перемещают попадающие с воздухом частицы пыли вместе со слизью вверх в глотку, где они проглатываются или удаляются наружу (слайд 21). Ученые подсчитали, что в легких человека скопилось бы полведра пыли к концу жизни, если бы не деятельность этих ресничек.

    Что расположено позади трахеи? (пищевод).

    Почему пищу необходимо тщательно пережевывать? (слайд 22) . Трахея и прилегающий пищевод разделены тонкой мышечной стенкой.

    Большой кусок пищи растягивает ее и перекрывает дыхательные пути, что приводит к нехватке кислорода.

    Предложите запись функций трахеи и запишите в таблицу.

    Нижний конец трахеи делится на две более тонкие трубки – бронхи (правый и левый). Бронхи постепенно разветвляются на все более мелкие, доходя до тончайших веточек – бронхиол, образуя бронхиальное дерево – густую сеть разветвленных бронхов (слайд21) .

    Предложите запись в таблицу о функциях бронхов.

    И где же пузырек закончит свое путешествие? В легких.

    Они расположены в грудной клетке. Поверхность легких покрыта особой оболочкой – легочной плеврой, грудная клетка выстлана пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость (герметична), заполненная плевральной жидкостью.

    Бронхиолы заканчиваются мешочками, стенки которых образованы легочными пузырьками – альвеолами. Изнутри альвеолы покрыты особым веществом (сурфактантом), которое предупреждает спадание альвеол во время выдоха.

    Какое воздействие оказывает курение на легкие? (слайд 23)

    Запишите основную функцию легких в таблицу.

    Найдите карточку №3 в инструктивной карте и давайте повторим органы дыхания, обозначенные цифрами.

    А теперь вернемся к проблеме нашего урока (слайд 24). Почему же человек не может прожить без кислорода? Достаточно ли знаний только о строении и функциях органов дыхания для того, чтобы решить эту задачу? Нет. Необходимо еще выяснить роль кислорода в нашем организме. Для этого обратимся к его химическим свойствам (слайд 25).

    Кислород является хорошим окислителем. Окисляет простые и сложные неорганические вещества, например:
    2СО + О 2 = 2СО 2
    Но не только неорганические, но и органические (БЖУ), например:
    С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 = 6СО 2 + 6Н 2 О + Q (где Q-энергия)

    Образуется энергия.

    В клетках эта энергия используется для жизнедеятельности клеток. Если доступ кислорода прекратится, что произойдет с клеткой?

    Клетки погибнут, что приведет к гибели тканей, а, следовательно, и органов. Вот почему кислород должен непрерывно поступать.

    Так каково же биологическое значение дыхания? (слайд 26).

    Давайте еще раз повторим строение органов дыхания и посмотрим видеофрагмент о нашем путешестви (слайд 27)

    Мы закончили изучение анатомического строения органов дыхания человека. Посмотрите еще раз на цель урока, написанную на доске. Что нового вы сегодня узнали? (строение органов дыхания, их названия, классификацию, выполняемые функции, гигиену дыхания и голосообразования, значение дыхания, а также выявили зависимость строения от функций).

    А как вы думаете, зачем вам необходимы эти знания? Где вы их сможете применить? (при оказании ПМП, соблюдение правил личной гигиены).

    Сейчас я предлагаю проверить усвоение полученных знаний. Ответьте на вопросы теста на соответствие в инструктивной карте. Давайте вместе проверим правильность ответов (взаимоконтроль).

    IV. Первичная проверка понимания (8 мин.)

    Карточки

    Назовите органы, обозначенные цифрами.

    ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ по теме “Строение органов дыхания” (взаимоконтроль)

    1. Не пропускает пищу в гортань.
    2. Не дают трахее сужаться.
    3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.
    4. Поверхностный слой воздухоносных путей.
    5. Выстилает наружную поверхность легких.
    6. Основной орган дыхания человека.
    7. Внутри содержит голосовые связки.
    8. Самая длинная часть воздухоносного пути.
    9. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.

    Шифр для ответов.

    А) слизистая оболочка
    Б) легкие
    В) бронхи
    Г) трахея
    Д) носовая полость
    Е) надгортанник
    Ж) гортань
    З) хрящевидные полукольца
    И) плевра

    Проверьте свои ответы.

    1 – Е
    2 – З
    3 – Д
    4 – А
    5 – И
    6 – Б
    7 – Ж
    8 – В
    9 – Г

    V. Подведение итогов урока (2 мин.)

    VI. Домашнее задание (3 мин.) (слайд 28)

    VII. Рефлексия (2 мин.)

    Кроссворд по теме “Дыхательная система”

    По горизонтали:

    1. Детская инфекционная болезнь;
    3. Орган, в котором располагаются голосовые связки;
    4. Лимфатические образования глотки;
    8. Инфекционная болезнь лёгких;
    9. Дыхательные пути, ведущие в лёгкие;
    11. Рентгеновское обследование лёгких;
    12. Часть верхних дыхательных путей, соединяющих носовую полость с глоткой;
    13. Болезнь лёгких, чаще встречающаяся у курильщиков.

    По вертикали:

    2. Заболевание глоточных миндалин;
    3. Воспаление гайморовых пазух;
    5. Орган, соединяющий гортань с главными бронхами;
    6. Лёгочный пузырёк;
    7. Лёгочная или пристеночная оболочка;
    10. Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с органами пищеварения.

    По горизонтали: 1 – дифтерия; 3 – гортань; 4 – миндалины; 8 – туберкулез; 9 – бронхи; 11 – флюорография; 12 – носоглотка; 13 – рак

    По вертикали: 2 – тонзиллит; 3 – гайморит; 5 – трахея; 6 – альвеола; 7 – плевра; 10 – глотка.

    Кроссворд «Органы дыхательной системы»

    1. Инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путём.

    2. Дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками ткани.

    3. Оболочка, покрывающая лёгкое.

    4. Воспаление лобной пазухи.

    5. Обмен газов между клетками и окружающей средой.

    6. В них происходит газообмен.

    7. Широкая трубка, состоящая из хрящевых полуколец с мягкой стороной.

    8. Процесс, при котором лёгкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.

    9. Полость, состоящая из нескольких извилистых ходов, разделённых сплошной перегородкой на левую и правую части.

    10. Опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку.

    11. Воспаление миндалин.

    12. Щитовидный хрящ мужчин.

    13. Полость, относящаяся к верхним дыхательным путям.

    14. Дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью.

    15. Процесс, когда при дыхании с поверхности лёгких испаряется вода, что приводит к охлаждению крови и всего организма.

    16. Полость, относящаяся к нижним дыхательным путям.

    17. Специалист, занимающийся лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.

    18. Клетки носовой полости, воспринимающие запахи.

    19. Воспаление гайморовых пазух.

    Кроссворд с ответами

    По горизонтали
    2. Орган, в котором располагаются голосовые связки
    5. Один из основных методов клинического обследования, основанный на осязании исследователем различных состояний тканей и органов больного при их прощупывании
    6. Бесцветный газ без запаха и вкуса. Мало растворим в воде
    9. Избыточная по отношению к уровню обмена легочная вентиляция, обусловленная глубоким и (или) частым дыханием и приводящая к сниженному напряжению углекислоты и повышенному напряжению кислорода в крови
    17. У позвоночных животных содержится в эритроцитах, у большинства беспозвоночных растворён в плазме крови и может присутствовать в других тканях.
    20. как называют кровь, которая насыщена кислородом
    22. Некроз легкого, легочной ткани и формирование полостей, содержащих некротические массы или жидкость, вызванный микробной инфекцией
    24. Воспаление слизистой оболочки верхнечелюстной пазухи
    По вертикали
    1. Совокупность процессов, осуществляющихся благодаря функции различных органов и систем, обеспечивающих поступление в организм кислорода из окружающей среды, использование его в биологическом окислении и удаление из организма продукта окисления - углекислого газа
    3. Сложное образование, состоящее из терминалей (нервных окончаний) дендритов чувствительных нейронов, специализированных образований межклеточного вещества и специализированных клеток других тканей, которые в комплексе обеспечивают превращение влияния факторов внешней или внутренней среды (раздражитель) в нервный импульс
    4. Урежение дыхания
    7. Циркуляция крови по организму
    8. Класс позвоночных животных, основными отличительными особенностями которых являются живорождение и вскармливание детёнышей молоком
    9. Физиологический акт, заключающийся в напряжении голосовых складок и приведении их друг к другу, в повышении под действием межреберных мышц и диафрагмы давления воздуха в трахее и бронхах и периодическом прорыве его через голосовую щель с возникновением колебаний голосовых складок, обусловливающих колебания воздушной среды, воспринимаемые как звуки голоса
    10. Раздел внутренних болезней, изучающий патологию легких и дыхательных путей, разрабатывающий методы ее диагностики, лечения и профилактики
    11. структура в форме пузырька, открывающегося в просвет респираторных бронхиол, составляющих респираторные отделы в лёгком.
    12. Скопление лимфоидной ткани в толще слизистой оболочки на границе носовой, ротовой полостей и глотки. В зависимости от расположения различают парные небные и трубные, а также глоточную и язычную
    13. Тип дыхания, чаще наблюдается у женьщин
    14. Выстукивание, метод врачебного исследования внутренних органов
    15. Органелла, присутствующая в различном количестве в клеточной цитоплазме, участвуют в процессах клеточного дыхания и преобразования энергии в клетках
    16. Саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия
    18. Сокращение мышц бронхов и бронхиол, выщывающее сужение просвета и увеличение сопротивления дыхательных путей по оку воздуха
    19. Полость, состоящая из нескольких извилистых ходов, разделённых сплошной перегородкой на левую и правую части.
    21. Хрящ закрывающий вход в гортань
    23. воспалительный процесс, возникающий в области слизистой оболочки бронхов, часто затрагивает слизистую носа и горла, трахей и гортани. Вначале воспаление появляется в носоглотке, затем переходит в дыхательные пути

    Ю.А.Шеремеева

    Урок – путешествие по дыхательной системе

    Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями.

    Задачи урока:

    Образовательные: установить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; усвоить значение дыхательного процесса; выяснить механизм голосообразования; выявить роль кислорода для организма.

    Развивающие: развивать умения выделять главное в изучаемом материале (путем составления таблицы); развивать навыки исследовательской работы анализировать наглядные фрагменты видеофильма; уметь работать с учебником.

    Воспитательные: формировать научное мировоззрение; формировать культуру учебного труда; привлечь внимание учащихся к вопросам гигиены голоса.

    Оборудование: наглядные таблицы по теме «Строение дыхательной системы», видеофрагменты из фильма «Атлас человека».

    Основные термины и понятия:

    Воздухоносные пути

    Трахея


    -бронхи

    Плевра


    -альвеолы

    Щитовидный хрящ

    Надгортанник

    Оформление доски: дата, тема урока, оформление таблицы «Строение и функции органов дыхания», словарь терминов.

    Активизация познавательной деятельности учащихся

    I. Организационный момент (2 минуты)

    Вступительное слово учителя.

    Добрый день, ребята! Я рада видеть вас в здравии и с улыбками на лице.

    II. Мотивация и подготовка к изучению нового материала (5 минут).

    Сегодня мы приступаем к изучению следующего раздела курса биологии «Дыхание».

    Начнем мы с выяснения значения дыхательного процесса и познакомимся с особенностями строения органов дыхания человека.

    Запишите тему урока в тетрадь (слайд 1)

    Тема «Строение органов дыхания»

    Проговариваются цели и задачи урока (слайд 2) . Обратите внимание на доску, на ней написана основная цель нашего урока.

    Эпиграфом к нашему уроку хотелось бы взять слова древнеримского поэта Овидия (слайд 3) .

    Совместное целеполагание

    Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней (3 суток), без кислорода – не более 3х мин. Почему? (слайд 4) .

    Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к изучению строения органов дыхания.

    У вас на столах лежат инструктивные карты, посмотрите на карточку №1. Какие органы дыхания человека вы знаете? Подчеркните из них те, которые, по вашему мнению, можно отнести к органам дыхания.

    Карточка №1

    Носовая полость -желудок

    Носоглотка -сердце

    Гортань -язык

    Трахея -головной мозг

    Бронхи -ребра

    Легкие -диафрагма

    III. Усвоение новых знаний (23 минуты).
    1.Понятие дыхания.

    Так что же такое дыхание? (слайд 5). Краткое определение записываем в тетрадь.

    2.Строение органов дыхания.

    Человек дышит при помощи легких – основного органа газообмена в нашем организме. Но воздух до них проходит определенный путь, который нам и предстоит изучить.

    Обратимся к таблице «Строение органов дыхания» и посмотрим расположение этих путей. При помощи карточки №1 определим, какие из них относят к верхним, а какие – к нижним.

    Достройте схему на карточке №2.

    Карточка №2

    Органы дыхания

    Дыхательные пути Легкие

    Верхние Нижние

    ? ?
    Проверим выполнение карточки №2 (слайд 6) .

    В процессе изучения строения и функций органов дыхания оформим получаемые знания в виде таблицы.


    Органы дыхания и их функции

    Название органов

    Выполняемые функции

    1.Носовая полость

    1. согревание воздуха

    2. очищение воздуха

    3. увлажнение воздуха

    4. обезвреживание бактерий

    5. орган обоняния


    2.Носоглотка

    проведение воздуха

    3.Гортань

    участвует в образовании звуков

    4.Трахея, 12 см

    прохождение воздуха в бронхи и дальнейшее его очищение

    5.Бронхи

    прохождение и очищение воздуха

    6.Легкие

    газообмен

    Объяснение учителя с использованием таблицы.

    Путеводителем по дыхательной системе будет являться терминологический словарь, а гидом – пузырек воздуха г.Новокузнецка. Каковы особенности воздуха нашего города? (запыленность)

    Воздух попадает в организм через носовые ходы, окруженные ноздрями (слайд 7) .

    Что мы с вами увидим в носовой полости? (слайд 8)

    Стенки носовой полости образуют неровный рельеф. Каждая половина ее имеет нижний, средний и верхний носовые ходы. За счет этого увеличивается площадь контакта воздуха с наружным слоем клеток слизистой оболочки.


    1. Эпителий, выстилающий носовую полость, называют реснитчатым. Почему? (Его клетки имеют реснички)

    2. Каковы его функции? (Задерживают пылинки и другие частицы)

    3. Какова реакция организма на пыль? (чихание и кашель)
    Что же происходит с воздухом в носовой полости? (слайд 9) .

    Задание: предложите запись функций носовой полости в сокращенном варианте и внесите их в таблицу.

    Давайте послушаем сообщение на тему «Инфекционные и хронические заболевания верхних дыхательных путей».

    Проведем небольшое исследование и проверим проходимость воздуха через носовые ходы (слайд 11).

    Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, далее в ротовую часть глотки и затем в гортань.

    Происходит ли здесь дальнейшее очищение и увлажнение воздуха? (Да)


    1. Что произойдет с пузырьком потом? Он попадет в гортань.
    Она имеет сложное строение и образована хрящами, связками и мышцами (слайд 12).

    Самые крупные хрящи – щитовидный (почему он так называется?) – образует угол – кадык; ниже – перстневидный; над входом в гортань – надгортанник.

    Давайте попробуем выяснить роль надгортанника при глотании и проведем следующий эксперимент (слайд 13).

    Задание. Объясните смысл поговорки «Когда я ем, я глух и нем» (слайд 14).

    Надгортанник прикрывает вход в гортань и препятствует попаданию пищи в дыхательные пути. Это происходит во время глотания. При действии особых мышц надгортанник наклоняется и закрывает вход в гортань. Пища проскальзывает в пищевод.

    А если вы подавились нечаянно, как помочь такой беде? (слайд 15).

    Внимательно посмотрите рисунок на странице 139. Что интересного вы видите в гортани? (голосовые связки) . А как же образуется звук?

    Давайте посмотрим видеофрагмент об этом (слайд 16).

    Давайте проведем еще одно исследование (слайды 17 и 18) .


    1. Какие еще органы участвуют в формировании речи? (Язык, зубы, губы, щеки, мышцы гортани)

    2. От чего возникают нарушения голоса? (простудные заболевания – ларингит, фарингит и другие; большая нагрузка на голосовой аппарат у певцов, актеров, дикторов, учителей – людей «говорящих» профессий, курение, алкоголь) (слайд 19).
    Предложите правила гигиены голоса.

    1. Не петь подолгу и громко.

    2. Не кричать. Воспитывать в себе культуру разговора.

    3. Не курить.

    4. Закаляться, беречься от простуд.

    Предложите запись функций гортани. Занесите их в таблицу .

    А сейчас немного отдохнем! (слайд 20).


    1. Как вы думаете, куда воздух попадает из гортани? В трахею.
    Трахея у взрослого человека имеет форму трубки длиной 10-13 см и служит для прохождения воздуха в легкие и обратно.

    Задание: прочитайте текст на с.139, рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.


    1. Чем образована трахея? (16-20 хрящевыми полукольцами)
    Эпителий, выстилающий трахею, называют мерцательным, так как его реснички совершают 10-15 качаний в секунду в противоположную сторону и перемещают попадающие с воздухом частицы пыли вместе со слизью вверх в глотку, где они проглатываются или удаляются наружу (слайд 21). Ученые подсчитали, что в легких человека скопилось бы полведра пыли к концу жизни, если бы не деятельность этих ресничек.

    1. Что расположено позади трахеи? (пищевод).

    2. Почему пищу необходимо тщательно пережевывать? (слайд 22) . Трахея и прилегающий пищевод разделены тонкой мышечной стенкой.
    Большой кусок пищи растягивает ее и перекрывает дыхательные пути, что приводит к нехватке кислорода.

    Предложите запись функций трахеи и запишите в таблицу .


    1. Что происходит с трахеей дальше?
    Нижний конец трахеи делится на две более тонкие трубки - бронхи (правый и левый). Бронхи постепенно разветвляются на все более мелкие, доходя до тончайших веточек – бронхиол, образуя бронхиальное дерево – густую сеть разветвленных бронхов (слайд21) .

    Предложите запись в таблицу о функциях бронхов.


    1. И где же пузырек закончит свое путешествие? В легких .
    Они расположены в грудной клетке. Поверхность легких покрыта особой оболочкой – легочной плеврой, грудная клетка выстлана пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость (герметична), заполненная плевральной жидкостью.

    Бронхиолы заканчиваются мешочками, стенки которых образованы легочными пузырьками – альвеолами. Изнутри альвеолы покрыты особым веществом (сурфактантом), которое предупреждает спадание альвеол во время выдоха.

    Какое воздействие оказывает курение на легкие? (слайд 23)

    Запишите основную функцию легких в таблицу .

    Найдите карточку №3 в инструктивной карте и давайте повторим органы дыхания, обозначенные цифрами .

    А теперь вернемся к проблеме нашего урока (слайд 24). Почему же человек не может прожить без кислорода? Достаточно ли знаний только о строении и функциях органов дыхания для того, чтобы решить эту задачу? Нет. Необходимо еще выяснить роль кислорода в нашем организме. Для этого обратимся к его химическим свойствам (слайд 25).

    Кислород является хорошим окислителем. Окисляет простые и сложные неорганические вещества, например:
    2СО + О 2 = 2СО 2
    Но не только неорганические, но и органические (БЖУ), например:
    С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 = 6СО 2 + 6Н 2 О + Q (где Q-энергия)

    Образуется энергия.

    В клетках эта энергия используется для жизнедеятельности клеток. Если доступ кислорода прекратится, что произойдет с клеткой?

    Клетки погибнут, что приведет к гибели тканей, а, следовательно, и органов. Вот почему кислород должен непрерывно поступать.

    Так каково же биологическое значение дыхания? (слайд 26).

    Давайте еще раз повторим строение органов дыхания и посмотрим видеофрагмент о нашем путешестви (слайд 27)

    Мы закончили изучение анатомического строения органов дыхания человека. Посмотрите еще раз на цель урока, написанную на доске. Что нового вы сегодня узнали? (строение органов дыхания, их названия, классификацию, выполняемые функции, гигиену дыхания и голосообразования, значение дыхания, а также выявили зависимость строения от функций).

    А как вы думаете, зачем вам необходимы эти знания? Где вы их сможете применить? (при оказании ПМП, соблюдение правил личной гигиены).

    Сейчас я предлагаю проверить усвоение полученных знаний. Ответьте на вопросы теста на соответствие в инструктивной карте. Давайте вместе проверим правильность ответов (взаимоконтроль).


    IV. Первичная проверка понимания (8 минут).
    Карточки

    Назовите органы, обозначенные цифрами.


    ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ по теме «Строение органов дыхания» (взаимоконтроль)


    1. Не пропускает пищу в гортань.

    2. Не дают трахее сужаться.

    3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.

    4. Поверхностный слой воздухоносных путей.

    5. Выстилает наружную поверхность легких.

    6. Основной орган дыхания человека.

    7. Внутри содержит голосовые связки.

    8. Самая длинная часть воздухоносного пути.

    9. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.
    Шифр для ответов.

    А) слизистая оболочка Е) надгортанник

    Б) легкие Ж) гортань

    В) бронхи З) хрящевидные полукольца


    Г) трахея И) плевра

    Д) носовая полость

    Проверьте свои ответы.

    1 – Е 5 – И 9 – Г

    2 – З 6 – Б

    3 – Д 7 – Ж

    4 – А 8 – В

    V. Подведение итогов урока (2 минуты).

    VI. Домашнее задание (слайд 28), (3 минуты).

    VII. Рефлексия (2 минуты).
    Кроссворд по теме «Дыхательная система»

    По горизонтали:

    1. Детская инфекционная болезнь;

    4. Лимфатические образования глотки;

    8. Инфекционная болезнь лёгких;

    9. Дыхательные пути, ведущие в лёгкие;

    11. Рентгеновское обследование лёгких;

    12. Часть верхних дыхательных путей, соединяющих носовую полость с глоткой;

    13. Болезнь лёгких, чаще встречающаяся у курильщиков.

    По вертикали:

    2. Заболевание глоточных миндалин;

    3. Воспаление гайморовых пазух;

    5. Орган, соединяющий гортань с главными бронхами;

    6. Лёгочный пузырёк;

    7. Лёгочная или пристеночная оболочка;

    10. Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с органами пищеварения

    Ответы

    По горизонтали

    1 – дифтерия; 3 – гортань; 4 – миндалины; 8 – туберкулез; 9 – бронхи; 11 – флюорография

    12 – носоглотка; 13 – рак По вертикали: 2 – тонзиллит; 3 – гайморит; 5 – трахея; 6 – альвеола; 7 – плевра; 10 – глотка

    Тесты по теме: «Органы дыхания. Газообмен»
    А - средний мозг
    Б - спинной мозг
    В - легкие
    Г - продолговатый мозг?
    За счет каких механизмов осуществляются дыхательные движения:
    А - сознание
    Б - за счет изменения концентрации О2 в крови
    В - за счет изменения концентрации СО2 в крови
    Г - за счет деятельности вегетативной нервной системы?
    Какие мышцы принимают участие в дыхательных движениях:
    А – спинные
    Б – брюшные
    В – межреберные
    Г – диафрагма?
    Чем обусловлена диффузия кислорода из альвеол в капилляры:
    А – разница давления
    Б – разница концентрации
    В – наличие сквозных отверстий?
    Чем легкие покрыты снаружи:
    А – фасцией
    Б – пристеночной плеврой
    В – мышечной тканью
    Г – легочной плеврой?
    Какое давление в плевральной полости:
    А – равно атмосферному
    Б – ниже атмосферного
    В – выше атмосферного?
    Где усваивается кислород:
    А – носоглотка
    Б – легкие
    В – эритроциты
    Г – митохондрии клеток?
    Каково значение дыхания:
    А – охлаждение организма
    Б – выведение СО2
    В – окисление питательных веществ
    Г – освобождение энергии?
    Как движется оксигемоглобин от легких к клеткам тела:
    А – сосуды малого круга
    Б – сосуды большого круга
    В – минуя сердце
    Г – через сердце?
    Сколько плевральных полостей у человека:
    А – одна, общая для обоих легких
    Б – две, каждое легкое находится в своей
    В – нет плевральных полостей?

    II вариант:
    Когда голосовые связки расходятся наиболее широко:
    А – человек молчит
    Б – говорит шепотом
    В – громко говорит
    Г – кричит?
    Как расположен надгортанник во время глотания:
    А – опущен, закрывает вход в гортань
    Б – поднят, не закрывает вход в гортань
    В – опущен, закрывает вход в трахею?
    Из какого органа воздух попадает попадает в гортань при вдохе:
    А – из носовой полости
    В – из носоглотки
    В – из ротовой полости?
    Какие особенности трахеи обеспечивают свободное прохождение воздуха в бронхи:
    А – хрящевые полукольца
    Б – хрящевые кольца
    В – хрящевая спираль трахеи?
    Как называются конечные образования дыхательных путей, в которых происходит газообмен:
    А – бронхи
    Б – бронхиолы
    В – альвеолы?
    Не пропускает пищу в гортань:
    А – слизистая оболочка
    Б – надгортанник
    В – хрящевые полукольца?
    Внутри содержит голосовые связки:
    А – гортань
    Б – бронхи
    В – носовая полость?
    Самая длинная часть воздухоносного пути:
    А – гортань
    Б – трахея
    В – бронхи?
    Место газообмена между легкими и кровью:
    А – бронхи
    Б – легкие
    В – легочные пузырьки?
    Выстилает наружную поверхность легких:
    А – слизистая оболочка
    Б – соединительная ткань
    В – плевра?

    III вариант:
    Сколько кислорода во вдыхаемом воздухе:
    А – 0,03%
    Б – 4%
    В – 16%
    Г – 21%
    Сколько кислорода в выдыхаемом воздухе:
    А – 0,03%
    Б – 4%
    В – 16%
    Г – 21%
    Сколько углекислого газа во вдыхаемом воздухе:
    А – 0,03%
    Б – 4%
    В – 16%
    Г – 21%
    Сколько углекислого газа в выдыхаемом воздухе:
    А – 0,03%
    Б – 4%
    В – 16%
    Г – 21%
    Где располагается дыхательный центр:
    А – продолговатый мозг
    Б – промежуточный мозг
    В – спинной мозг
    Г – кора больших полушарий?
    Каковы особенности гуморальной регуляции работы дыхательного центра:
    А – регулируется с помощью гормонов надпочечников
    Б - регулируется с помощью гормонов щитовидной железы
    В – регулируется, в основном, концентрацией кислорода в крови
    Г – регулируется, в основном, концентрацией углекислого газа в крови?
    В какой форме транспортируется основная часть кислорода в крови:
    А – плазмой крови, в растворенном состоянии
    Б – в форме миоглобина
    В – в форме оксигемоглобина
    Г – в форме карбогемоглобина?
    Выпишите номера правильных суждений:
    1 – во время вдоха межреберные мышцы сокращаются
    2 – во время вдоха ребра грудной клетки поднимаются
    3 – во время выдоха диафрагма принимает плоскую форму
    4 – во время выдоха мышцы расслабляются
    5 - во время вдоха давление в легочных пузырьках выше атмосферного
    6 – диафрагма не относится к дыхательным мышцам
    7 – между легочной и пристеночной плеврой имеется плевральная полость, общая для обоих легких.

    выделяют в атмосферу:1)кислород 2)углекислый газ 3)водород 4)азот3. Пищеварение это процесс:1)превращение сложных органических веществ в более простые, доступные для усвоения2)приобретение пищи и энергии 3)образование кислорода и выделение углекислого газа4.Органы дыхания растения – это:1)лёгкие 2)трахеи 3)устьица5.Осётр русский при дыхании использует:1)внутренние жабры 2)лёгкие 3)трахеи 4) наружные жабры6.Для фотосинтеза растению необходимы вещества:1)углекислый газ и вода 2)кислород и вода 3)органические вещества и вода7.Питание – это процесс:1) приобретения пищи и энергии 2)переваривания пищи 3)образование кислорода и выделения углекислогогаза8. Озёрная лягушка при дыхании использует:1)внутренние жабры 2) лёгкие 3)трахеи 4)наружные жабры9. Какие утверждения верны.1.Ферменты – это особые химические вещества, способствующие пищеварению.2.Кишечнополостные не имеют пищеварительной системы.3.Одноклеточные дышат всей поверхностью тела.4.Только растения могут усваивать солнечную систему.5.Только среди животных встречаются паразиты.