Бюджетирование и управленческий учет в бюджетных организациях. Управленческий учет и его значение в современных условиях Нужна помощь по изучению какой-либы темы

1

В процессе развития рыночной экономики произошли значительные изменения в системе финансирования государственных высших учебных заведений. С одной стороны, вуз является бюджетной организацией, с другой стороны, во многих российских вузах важным источником дохода являются внебюджетные средства, за использование которых вуз отчитывается перед заказчиками и инвесторами. Таким образом, вуз должен осуществлять сбор, обработку и анализ данных и как бюджетное, и как коммерческое предприятие. Вузы наделены большей самостоятельностью в области внутривузовского управления. Руководство вузов должно вырабатывать и строить новый механизм управления. Основной целью системы управленческого учета в секторе государственного управления является подготовка упорядоченной информации для принятия экономически обоснованных управленческих решений. Хорошо налаженный управленческий учет позволяет рассчитывать фактические затраты на оказание образовательных услуг и управлять ими.

бухгалтерский учет

интеграция бюджетного и управленческого учета

объекты управленческого учета

информационная база

концепция управленческого учета

внутривузовское управление

учреждение высшего профессионального образования

управленческий учет

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М. А. Вахрушина. - 8-е изд., испр.? М.: Издательство "Омега-Л", 2010. - 570 с. - (Высшее финансовое образование).ISBN 978-5-370-01917-3 (OCR)

2. Зайцев Н.Н. Об управленческом учете в управлении вузом // Вестник Удмуртского университета. ? 2008. - Выпуск 1. ? С. 25-28; URL:vestnik.udsu.ru/2008/2008- 02/vuu_08_021_04.pdf (дата обращения 15.05.2015).

3. Кавич А. Ю. Проблемы внедрения управленческого учета в организации/ А. Ю. Кавич, В. Ф. Трунина // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 125-128.

4. Керимов Б.А. Управленческий учет: учеб. / Б.А. Керимов. - М. : Маркетинг, 2001. - 268 с.

5. Аналитические материалы по разработке системы нормативов финансового обеспечения государственного задания на подготовку инженерно-технических кадров и специалистов с начальным и средним профессиональным образованием по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития Российской экономики: проект Министерства образования и науки Российской Федерации // ООО "ЭКОРИС-НЭИ". - М.: 2011. - 178 с.

6. Попова Т.Н. Зачем предприятию управленческий учет?// Справочник экономиста. ? 2011. - № 3; URL: www.profiz.ru/se/3_2011/zacem_upravlences_uche (дата обращения 15 мая 2015 года).

7. Учетная политика организации: положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008; утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н [Электронный ресурс] // Минфин РФ: офиц. сайт. URL: www.minfin.ru.

8. Цапулина Ф.Х., Львова М.В., Тихонова С.В. Организация управления бизнес-рисками в сфере туристических услуг // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; URL: www..05.2015).

9. Черненко А. Кто и как должен заниматься управленческим учётом? //Портал ITeam.Ru. Технологии корпоративного управления. URL:iteam.ru/publications/finances/section_50/article_1029(дата обращения 15 мая 2015 года).

10. Ястребова О.К. Управленческий учет в секторе государственного управления и его особенности в системе высшего образования//ООО "ЭКОРИС-НЭИ". - М.: 2008. - 14 с.

Образование - это важная подсистема социальной сферы государства. Обеспечение необходимого уровня образования, в том числе высшего, является сейчас одной из важнейших задач Российского государства.

За последние два десятилетия высшее образование стало очень популярно, выпускник вуза становится конкурентноспособным на рынке труда. Работодатель заинтересован в специалистах с «новыми» знаниями и умениями.

В процессе развития рыночной экономики в стране произошли изменения в системе финансирования госучреждений, в том числе государственных высших учебных заведений, характеризующиеся изменением бюджетной поддержки вузов и наделением их самостоятельностью в области внутривузовского управления. Руководство вузов должно вырабатывать и строить новый механизм управления, позволяющий осуществлять деятельность государственных вузов как полноправных субъектов рыночных отношений.

С одной стороны, учреждение высшего профессионального образования в Российской Федерации является бюджетной организацией, подведомственной Рособразованию, Минобрнауки РФ или иным государственным ведомствам. С другой стороны, во многих российских вузах важным источником дохода являются внебюджетные средства, за использование которых вуз отчитывается перед соответствующими заказчиками и инвесторами. Такая ситуация ведет к тому, что учреждения высшего профессионального образования должны осуществлять сбор, обработку и анализ данных, которые характеризуют его деятельность как бюджетной организации и как «коммерческого» предприятия .

Учреждения высшего профессионального образования являются одними из крайне малочисленных видов российских бюджетных организаций, которым приходится осуществлять свою деятельность в условиях конкурентной среды. Из этого следует, что руководство вузов должно иметь в своем распоряжении оперативную и достоверную информацию, которая могла бы использоваться в стратегическом планировании и при сопоставлении различных показателей и результатов деятельности конкретного вуза с аналогичными показателями и результатами деятельности других вузов.

Необходимо отметить, многие вузы в нашей стране являются не только учебными, но и научными центрами, которые ведут обширную научную, исследовательскую и прикладную деятельность. В таких условиях определение эффективности и результативности каждой составляющей (учебной и научно-исследовательской) представляется весьма не простым делом и требует от руководства вуза внедрения инструментов и процедур, позволяющих наладить сбор достоверных исходных данных.

Решить перечисленные выше задачи существующая в настоящее время система бюджетного учета вуза не в состоянии. Поэтому важна организация управленческого учёта.

Как известно, управленческий учет - это система сбора, регистрации и анализа информации в стоимостном и натуральном выражении, необходимой для принятия управленческих решений и эффективного управления органом исполнительной власти и (или) бюджетным учреждением в целом, либо отдельной программой или направлением (видом) деятельности.

Таким образом, основной целью системы управленческого учета в секторе государственного управления является подготовка упорядоченной информации для принятия экономически обоснованных управленческих решений .

Информация и методы ее анализа позволяют увидеть целостную картину вуза в разрезе функциональных составляющих управления.

Создание информационной базы управленческого учета в организациях сектора государственного управления предполагает разработку:

1. Локальных нормативных актов и документов, регламентирующих основные принципы управленческого учета. В состав таких документов входят: план счетов управленческого учета, порядок ведения управленческого учета, график документооборота управленческого учета, формы управленческого учета и отчетности и др.

2. Порядка учета (расчета и распределения) затрат в разрезе федеральных и ведомственных целевых программ и по направлениям реализации непрограммной части расходов, предусмотренных бюджетной сметой.

3. Способов и процедур, обеспечивающих интеграцию бюджетного и управленческого учета. В рамках центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций должна существовать единая информационная система, которая создает надежную основу для реализации целей бюджетного и управленческого учета и отчетности.

Объектами управленческого учета являются :

Затраты (текущие и капитальные);

Результаты финансово-хозяйственной деятельности;

Внутреннее ценообразование;

Бюджетирование;

Внутренняя отчетность;

Внедрение управленческого учёта - сложная задача, которая требует реорганизации всей компании, подбора специалистов и оценки их квалификации, так как на них лежит основная ответственность за постановку и внедрение управленческого учёта на предприятии. Также возникают сложности с созданием автоматизированной системы сбора и получения информации .

Чтобы решить проблемы, связанные с трудностями внедрения управленческого учета в организации, необходимо решить следующие задачи: создание финансовой структуры, разработка штатного расписания, разработка статей движения денежных средств, определение порядка осуществления платежей, разработка бюджетного регламента, управленческого плана счетов и проводок управленческого учета, а также разработка общей управленческой политики предприятия.

Система управленческого учета, основанная на системном и оперативном сборе информации, позволяет руководителям разных уровней выполнять одну из своих управленческих функций - контроль поставленных задач. Хорошо налаженный управленческий учет позволяет рассчитывать фактические затраты на оказание образовательных услуг и управлять ими .

По мнению М.А. Вахрушиной, управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Поддерживая эту точку зрения, отметим, что управленческий учет является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.

В.И. Керимов видит назначение управленческого учета в решении внутренних задач в управлении предприятием, определяя его как «ноу-хау» конкретного предприятия. Он отмечает, и с этим нельзя не согласиться, что в основе науки управленческого учета лежит производственный менеджмент, который определяет как систему форм и методов управления экономикой предприятия направленную на достижение оптимальных результатов в его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. В отличие от финансового управленческий учет субъективен и конфиденциален, но именно он несет основную нагрузку обеспечения понятия управленческих решений .

Как свидетельствует опыт, далеко немногие предприятия в России готовы внедрить и использовать управленческий учет, в том числе и бюджетные учреждения. По нашему мнению, у специалистов по учёту отсутствует единое понимание сущности, роли, назначении и месте управленческого учёта в системе управления вузом. До настоящего времени дискуссируются вопросы о реальном положении управленческого учета при формировании основного организационно-распорядительного документа учебного заведения - учётной политики, нормативно узаконенной соответствующим российским стандартом бухгалтерского учёта, ПБУ 1/2008 . Конечно, с другой стороны, нельзя умалять роль управленческого учёта при принятии определённых решений для эффективности деятельности и предотвращении определённых рисков . Отсюда и возникает необходимость в чётко налаженной организации управленческого учёта.

С другой стороны, важно осознавать суть управленческого учёта в вузах для решения проблем стандартизации нормативных подходов в регулировании учёта. Поэтому при его постановке рекомендуется выбрать один из общепризнанных стандартов (МСФО, US GAAP, российский бухучет) и на его основе составить инструкции, положения и регламенты по ведению управленческого учета .

Для организации управленческого учёта в вузах предлагается использовать за базу Международные стандарты финансовой отчетности. Во-первых, Международные стандарты несут самые передовые бухгалтерские и финансовые технологии; во-вторых, российский бухгалтерский учет находится в процессе постоянного реформирования в сторону соответствия Международным стандартам.

Типовой набор положений по управленческому учету выглядит следующим образом :

  • Общие положения и принципы управленческой отчетности.
  • Основные средства.
  • Запасы (товарно-материальные ценности).
  • Управленческий отчет о движении денежных средств (ОДДС).
  • Управленческий отчет о прибылях и убытках/управленческий отчет о доходах и расходах (ОДР).
  • Управленческий баланс (УБ).
  • Операционные отчеты.
  • Доходы и выручка.
  • Расходы и затраты и др.

Можно сказать, что каждое положение представляет собой подробное описание учетной политики компании по определенному объекту учета, в котором необходимо как минимум отразить:

  • цели и задачи учета данного объекта ОС;
  • условия признания в учете;
  • момент признания;
  • методы оценки;
  • используемые счета (если учет в компании ведется с применением управленческого плана счетов);
  • описание документооборота по данному объекту учета;
  • раскрытие информации в отчетности, организационный и временный регламент учета и отчетности .

Также следует подчеркнуть, что приведённые положения по управленческому учёту в вузах должны учитывать специфику работы бюджетного учреждения, применяющего как принципы бюджетного учёта, так и использующего учётные правила предпринимательской деятельности высших образовательных учреждений. Для чёткой и слаженной работы бухгалтерского и управленческого аппарата вуза необходимо прописать порядок взаимодействия и взаимоответственности по формируемой документации с аналитической информацией в управленческих целях. Такой порядок, по нашему мнению, нагляднее было представить в виде графика документооборота аналитических таблиц, диаграмм, рисунков, с указанием должностных лиц вуза, ответственных за их составление.

Кроме того, следует иметь в виду то, что приведённая структура и содержание управленческого учёта являются связующим звеном между процессными и финансовыми управленческими технологиями. Результат такого взаимодействия образует интегрированное решение в управленческом учете, что является гарантом успешной работы и достижения целей и задач образовательного учреждения высшего звена.

Рецензенты:

Кадышев Е.Н., д.э.н., профессор кафедры отраслевой экономики ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», г. Чебоксары;

Серебрякова Т.Ю., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института, г. Чебоксары.

Библиографическая ссылка

Цапулина Ф.Х., Романова О.А., Ильина Н.В. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19397 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Т.В. Варкулевич канд. экон. наук, доцент кафедры Бухгалтерского учета и аудита

ФГБОУ ВПО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

Владивосток
Данная статья посвящена вопросам актуальности внедрения в систему управления деятельностью государственных учреждений управленческого учета, способного обеспечить системное управление затратами на оказание образовательных услуг и повышение эффективности деятельности учреждения в целом.

В жизнь Российских субъектов хозяйствования управленческий учёт вошёл вместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных на рынок. И это вполне понятно, ведь в условиях жесткой конкуренции от правильных, адекватных вызовам внешней среды управленческих решений зависят, зачастую, не только экономическое и финансовое благополучие субъектов хозяйствования, но и само их существование. Под воздействием различных объективных факторов, вызываемых новыми технологиями, государственным регулированием и ростом предприятий, усложняется структура бизнеса, возникает потребность в его диверсификации, а, следовательно, в формировании новых отделов, служб как на уровне отдельных подразделений, так и на уровне организации в целом.

Рыночные экономические отношения в России, глубоко и устойчиво внедрившиеся и в систему образования , наряду с безусловно имеющимися позитивными результатами в формировании механизмов системы высшей школы на базе новых экономических отношений обусловили возникновение многих проблем и негативных тенденций в использовании накопленного в социалистический период ресурсного и кадрового потенциала.

В условиях рыночной экономики задачи вузов по обеспечению развития образования, науки и культуры по существу не изменились, однако они вынуждены искать и применять подходы, основанные на коммерциализации многих видов деятельности, а сама деятельность приобретает черты рыночных рисковых предприятий, часто требующих нестандартных решений. Это ведёт к необходимости внедрения более эффективных методов хозяйствования и выдвигает на первый план необходимость разработки системы управления его финансовыми ресурсами, направленной не только на их привлечение и повышение эффективности их использования, но, главным образом, на создание финансово-экономических механизмов, обеспечивающих их экономное и рациональное использование.

Рыночные отношения изменили порядок финансирования бюджетных образовательных учреждений. Теперь они не только имеют возможность оказывать образовательные услуги на платной основе, но последние зачастую превалирует над услугами, финансируемыми из государственного бюджета. Между тем, возможность получать средства из внебюджетных источников стимулирует образовательные учреждения развивать новые образовательные услуги для потребителя и, вместе с тем, брать на себя обязательства по гарантиям обеспечения их качества.

Однако тот же рынок предопределил необходимость решения ранее не свойственной вузам государственной системы высшего профессионального образования проблемы завоевания и расширения рынка сбыта образовательных услуг, выживания в условиях жестокой конкуренции .

Тем временем, для повышения конкурентноспособности оказываемых государственными образовательными учреждениями услуг необходимо определить основные факторы, влияющие на их качество, и к числу основных, по мнению автора, относятся:


  • квалификация профессорско-преподавательского состава;

  • внедрение новых, в том числе информационных технологий;

  • внедрение новых образовательных программ;

  • состояние аудиторного фонда;

  • оснащенность учебных аудиторий современным оборудованием;

  • оснащенность университетской библиотеки;

  • комфортные условия для проживания иногородних студентов в общежитии,

  • качество предоставляемых вузом социальных программ.
Совершенно очевидно, что повышение качества любого из вышеперечисленных факторов влечет за собой и увеличение, по меньшей мере, материальных затрат. А так как именно затраты оказывают огромное влияние на вырабатываемую вузом стратегию ценообразования, основной задачей в решении данной проблемы является их минимизация в процессе оказания образовательных услуг.

Для того чтобы иметь возможность следить за издержками и доходами вуза, выявлять возможные резервы повышения эффективности его деятельности по всем направлениям, необходимо деятельность университета, связанную с оказанием образовательных услуг рассматривать как единый производственный процесс.

Одним из способов оптимизации затрат, а следовательно, повышения эффективности деятельности субъекта хозяйствования в целом может стать управленческий учет, актуальность которого на предприятиях, занятых производственной деятельностью, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения. Однако давно миновали те времена, когда считалось, что прибавочный продукт создаётся только в материального- производственной сфере. Услуги, в том числе и образовательные, заняли достойное место в иерархии общественного производства. Ввиду чего, образовательное учреждение в данном контексте не только не является исключением, а, напротив, все чаще рассматривается как производственный комплекс, специализирующийся по «производству» образовательных услуг, перечень которых в одном среднестатистическом вузе может достигать свыше 50 наименований, не считая программ дополнительного образования.

Все чаще в терминологии государственных вузов употребляются понятия экономической эффективности, доходности, рентабельности, прибыльности, финансового результата и др., ранее не свойственные государственным учреждениям.

Что же представляет собой управленческий учет в вузе и зачем он нужен государственному учреждению высшего профессионального образования? Как в сложившихся экономических условиях руководство учреждения может обладать необходимой управленческой информацией, чтобы не ошибиться в принятии верного управленческого решения?

Задачу предоставления необходимой информации решает именно управленческий учёт – система сбора и анализа данных о финансовой деятельности , доходах и затратах подразделений – Центров ответственности, ориентированная на потребности высшего руководства и менеджеров по направлениям в информации, необходимой для принятия стратегических и тактических управленческих решений.

Сегодня существует три основных вида учёта, так или иначе присутствующие на всех крупных предприятиях: бухгалтерский, налоговый и управленческий. В контексте нашего исследования налоговый учет интереса для нас не представляет, ввиду чего на его основных чертах и особенностях в данной статье автор решила не останавливаться. Что касается бухгалтерского и управленческого учета – то они очень тесно взаимосвязаны, но каждый имеет свои особенности. Так, бухгалтерский учёт ведется, в основном, в интересах собственников организации и внешних пользователей, поэтому информация из него, попадающая в последствии в бухгалтерскую отчетность, в принципе, не является закрытой. Само же ведение учета регламентируется целым перечнем законодательных и нормативных документов, разрабатываемых государственными органами и общественными для всех предприятий.

Система правленческого учета может быть подчинена только внутренним регламентам, и формируется с акцентами на потребности менеджеров организации и в соответствии со спецификой ее деятельности.

Предметом управленческого учета в образовательном учреждении является деятельность университета и его отдельных структурных подразделений, называемых центрами ответственности. При этом организация системы управленческого учета зависит от организационной структуры университета. Объектами же управленческого учета являются затраты (текущие и капитальные) и результаты финансово-хозяйственной деятельности как всего учебного заведения, так и отдельных центров ответственности а так же внутреннее ценообразование, бюджетирование и внутренняя отчетность.

Для понимания природы управленческого учета в государственном учреждении, в ходе исследования были выявлены следующие его отличия от бухгалтерского учета,

Таблица 1. Различия между Бухгалтерским и Управленческим учетом в государственном образовательном учреждении




Критерии

Бухгалтерский учет

Управленческий учет

Потребители информации

Государственные органы, внешние пользователи

Руководство учреждения, менеджеры образовательных программ

Свобода выбора

Учет организуется строго в рамках Бюджетного Кодекса, инструкций и положений в области бюджетного учета

Полная свобода в выборе схем и формировании системы управленческого учета

Измерители

Рубли и натуральные единицы

Любая удобная единица

Группировка затрат

По статьям бюджетной классификации

По статьям затрат, определенных для «объекта учета»

Основной объект учета

Учреждение в целом

Отдельные образовательные программы

6.

Точность показателей

Необходима абсолютная точность учета всех объектов

Допускается использование приблизительных величин

Обязательность ведения

Ведение обязательно в соответствии с нормами действующего законодательства

На усмотрение руководителя учреждения

Таким образом, управленческий учёт внедряется для повышения эффективности управления образовательным учреждением, а не для отчёта перед контролирующими инстанциями, например, органами Федерального казначейства или налоговой инспекцией, в чем его принципиальное отличие.

Формируя систему управленческого учета в государственном учреждении, в финансовой его политике необходимо использовать механизм сегментарного учета, являющийся важнейшей составляющей управленческого учета. Его можно определить как систему сбора, отражения и обобщения информации о деятельности отдельных структурных подразделений вуза и реализуемых образовательных программах. Информации сегментарного учета может стать базой для построения системы управленческого контроля. Данные сегментарного учета будут удовлетворять информационные потребности менеджмента на всех управленческих уровнях, а так же внутривузовского управления в целом, и позволят, в итоге, контролировать затраты на всех уровнях их возникновения и формировать сегментарную отчетность.

Система управленческого контроля, основанная на информации сегментарного учета и отчетности, дает возможность руководителям всех уровней реализовывать одну из своих управленческих функций - функцию контроля за эффективным и рациональным использованием ресурсов, посредством получения и детального анализа следующей информации:


  • какова себестоимость образовательной программы с учетом всех потребляемых на ее реализацию ресурсов;

  • какие ресурсы и в какой степени необходимы и потребляются для реализации образовательной программы;

  • какие центры затрат вовлечены в процесс реализации программы, какие ресурсы и в каком объеме они используют ;

  • какие процессы при реализации программы можно оптимизировать;

  • какие из затрат можно подвергнуть коррективам с целью их минимизации без ущерба качеству программы.
Детальный анализ позволит произвести группировку затрат и определить их роль в себестоимость образовательной услуги таким образом, чтобы руководитель мог увидеть насколько выгоден тот или иной вид деятельности, на сколько рентабельна та или иная образовательная программа, эффективна ли существующая система организации производственного процесса, что можно изменить и в каком направлении продвигаться.

Однако для этого менеджеры образовательного учреждения должны понимать преимущества, которые даёт грамотно поставленный управленческий учёт, испытывать интерес к нему и хорошо понимать сущность этого процесса.

Ведение управленческого учета в вузе необходимо в разрезе каждого образовательного продукта; с помощью информации, формируемой в рамках управленческого учета, можно оперативно проанализировать и определить, какой финансовый результат получен при реализации той или иной программы, а при выявлении убыточных программ, выяснять причины их убыточности и принять своевременный комплекс мер по исправлению положения, либо обоснованное решение о прекращении их реализации.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что при грамотном подходе к формированию его системы, управленческий учет способен:


  • обеспечить высший уровень менеджмента в вузе информацией о консолидированных результатах коммерческой деятельности, состоящих из результатов по отдельным ее сегментам - образовательным программам;

  • отразить результаты деятельности от реализации отдельных образовательных программ;

  • показать результаты работы структурных подразделений, реализующих те или иные образовательные программы;

  • осуществить контроль над затратами путём их учёта по видам и местам возникновения;

  • дать возможность планировать и контролировать выполнение бюджетов как по отдельным образовательным программам, так и деятельности университета в целом.
Внедрение управленческого учета в образовательном учреждении обеспечит решение проблемы учета и контроля производственных процессов, позволяет повысить обоснованность принимаемых решений, улучшить информационную структуру за счет повышения к ачества , оперативности и достоверности информации, обеспечит дисциплину принятия решений и управленческую деятельность образовательного учреждения в целом.
Список литературы:

  1. Аверчев И.В. Управленческий учет и отчетность: Постановка и внедрение / И.В. Аверчев М.: Вершина, 2009. - 512 с. - ISBN 978-5-96260436-7

  2. Борисов Р.В. Организация управленческого учета: методология, методика. Волгоград:Изд-во ВолГУ, 2006

  3. Васильева Л.С. Бухгалтерский управленческий учёт: учеб. пособие/ ред. Васильева Л.С.–2-е изд. перераб.и доп.-М.:Эксмо,2009.-544 с.

  4. Варфоломеев В.Н., Умрихина С.В., Современные проблемы методов и способов организации управленческого учёта в компании/ В.Н. Варфоломеев, С.В.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Учреждениям необходимо начать внедрение новых форм учета затрат, прежде всего, осуществляемых за счет средств субсидии на выполнение государственного задания и предоставлять данные в соответствующем разрезе в Ростехнадзора России.

Анализ практики использования управленческого учета в российских вузах показал, что вузами используются различные подходы к построению систем управленческого учета, которые формируются исходя из целей конкретного учреждения. При этом практически ни одна из применяемых методик не предполагают расчета себестоимости оказания образовательных услуг студентам каждой отдельной специальности в рамках формы обучения. Единых подходов к учету затрат, направленному на определение стоимости государственных услуг в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Ростехнадзора России федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее - ведомственный перечень Ростехнадзора России), не разработано. В настоящее время возникает необходимость выработки единых методик постановки в учреждении учета затрат в разрезе государственных услуг.

Разработка единых подходов к системе управленческого учета, обеспечивающей формирование полной и достоверной информации о фактических затратах на оказание государственных услуг (выполнение работ), является необходимым условием формирования адекватного финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных образовательных услуг с учетом применения нормативных затрат на их оказание и содержание имущества учреждения высшего профессионального образования, в том числе с точки зрения оценки обоснованности нормативов и достаточности определенных на их основе нормативных затрат.

Внедряя современные системы управленческого учета, учреждения получат действенный инструмент повышения качества управленческих решений. Внедрение управленческого учета позволит руководству учреждений выработать эффективную методику распределения бюджетных и иных финансовых ресурсов между подразделениями и объектами затрат, отвечающую новым условиям и требованиям.

Система управленческого учета призвана обеспечить организацию планирования, сбора и интерпретации информации о деятельности учреждения высшего профессионального образования, необходимой для принятия руководством учреждения обоснованных управленческих решений оперативного и перспективного характера. Применение элементов управленческого учета с использованием современных информационных систем и формирование ведомственной управленческой отчетности обеспечивает повышение эффективности принятия управленческих решений и качества управления учреждением в целом.

Система управленческого учета включает процесс идентификации, измерения, накопления, подготовки и интерпретации финансовой и иной информации, проведение анализа данных и предоставление их аппарату управления учреждения в объеме и форме, необходимых для осуществления планирования, оценки и контроля за достижением заявленных результатов и принятия своевременных и эффективных управленческих решений в рамках компетенции соответствующего управленческого звена.

Задачами системы управленческого учета являются:

Обеспечение контроля над наличием, движением, эффективным распределением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов для достижения заявленных учреждением целей и поставленных задач;

Контроль и оценка эффективности деятельности центров ответственности и их вклада в достижение заявленных целей и поставленных задач;

Выявление резервов повышения эффективности деятельности центров ответственности;

Совершенствование системы оперативного управления учреждением в целом и центрами ответственности;

Формирование показателей, способствующих принятию эффективных управленческих решений;

Оптимизация затрат на достижение заявленных результатов деятельности;

Формирование информационной базы для управления организацией.

Одним из важных условий эффективной деятельности учреждения высшего профессионального образования является оптимальная организация его структуры с обоснованным распределением функций и закреплением соответствующих прав и ответственности, то есть выделение «центров ответственности». Определение центров ответственности в структуре учреждения высшего профессионального образования является обязательным условием организации и внедрения системы управленческого учета.

В условиях перехода от сметы к финансовому обеспечению субсидии на выполнение государственного задания, управленческий учет становится важнейшим инструментом расчета фактической стоимости оказываемых услуг, формирования реальной информации о доходности подразделений и принятия эффективных управленческих решений.

3. Совершенствование организации управленческого учета

3.1 Анализ опыта зарубежных стран в организации управленческого учета в государственных структурах управления

Раскрыв во второй главе основы управленческого учета в Гостехнадзоре РТ можно дать такую оценку:

Бухгалтерский и управленческий учет полностью автоматизирован;

Используются программы 1С «Предприятие» версия 7.7, «Парус», а также 1С «Зарплата и кадры».

Не все хозяйственные операции обрабатываются с применением пакета прикладных программ.

Все это затормаживает работу бухгалтерии, вызывая несвоевременный учет и отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, а вследствие несвоевременное составление и представление отчетов в финансовое управление, статистическое управление, налоговую инспекцию. Работа бухгалтерии сверх установленной продолжительности рабочего времени, счетные и принципиальные ошибки являются нежелательными побочными эффектами.

Для устранения данных недостатков и совершенствования организации бухгалтерского учета в бухгалтерии предлагается применить комплекс следующих мероприятий:

1. Отказаться от системы «Парус» и перейти на «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»

2. Перейти с системы 1С «Предприятие» версия 7.7 на 1С «Предприятие. Бюджетный учет» версия 8.2

В 2012-2013 годах предлагаю осуществить переход с программы 1С «Предприятие» версия 7.7 на 1С «Предприятие. Бюджетный учет» версия 8.2, так как версия 7.7 снимается с технической поддержки.

Программа «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» - это мощный инструмент для комплексной автоматизации расчета заработной платы и ведения кадрового учета в государственных (муниципальных) учреждениях, состоящих на самостоятельном балансе, финансируемых из федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджета, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда, по следующим направлениям:

Расчет заработной платы с поддержкой новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений,

Расчет денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц,

Расчет денежного содержания служащих на государственной гражданской службе,

Исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда,

Отражение начисленной зарплаты и налогов в расходах учреждения,

Управление денежными расчетами с работниками, включая депонирование,

Учет кадров и анализ кадрового состава,

Автоматизация кадрового делопроизводства,

Набор кадров.

В программе «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» в полном объеме реализовано исчисление денежного содержания гражданских служащих государственных органов управления, а также оплаты труда муниципальных служащих.

Рис. 3.1. Схема учета зарплаты в программе

Типовое решение предоставляет возможность помимо должностных окладов в соответствии с замещаемыми должностями гражданской службы начислять гражданским служащим месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином, а также весь спектр необходимых ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В программе предусмотрена специфическая классификация должностей государственных служащих по группам и категориям, которая используется в сводной отчетности по формам 14 и 14МО. Для кадрового учета государственных служащих предоставлена форма Т-2ГС.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусматривает ведение учета всеми типами государственных (муниципальных) учреждений - казенными, бюджетными, автономными - для обеспечения сопоставимости данных при переходе учреждения из одного типа в другой.

«1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» обеспечивает ведение учета:

По действующей бюджетной классификации Российской Федерации или произвольной классификации;

В разрезе видов финансового обеспечения деятельности;

В разрезе операций сектора государственного управления (аналитических кодов поступления и выбытия);

В разрезе источников финансового обеспечения (балансов).

Это позволяет в указанных разрезах группировать, подводить итоги и выстраивать иерархию представления информации в регистрах учета, стандартных и специализированных отчетах.

План счетов поддерживает до 5 разрезов аналитического учета, помимо 26 разрядов номера счета. Настройка синтетического и аналитического учета реализована для всех разделов учета.

Предусмотрена работа с распределенными информационными базами и другие возможности.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» обеспечивает автоматизацию бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, финансируемых из федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда на основании бюджетной сметы и ведущих учет по Плану счетов бюджетного учета.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» поддерживает ведение учета как одного учреждения, так и группы учреждений (структурных подразделений учреждения) в единой информационной базе (централизованная бухгалтерия). При этом используются общие государственные классификаторы, ведутся общие списки контрагентов, номенклатуры материальных запасов, статей затрат и т. д.

Данная программа обеспечивает ведение учета по плану счетов бюджетного учета:

По действующей бюджетной классификации Российской Федерации;

В разрезе учреждений (структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс);

В разрезе видов средств

План счетов и настройка синтетического и аналитического учета реализованы для всех разделов бюджетного учета в объеме, регламентированном Инструкцией по бюджетному учету.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» обеспечивает:

1) Регистрацию и учет полученных лимитов бюджетных обязательств, ассигнований, предельных объемов финансирования.

2) Регистрацию и учет принятых бюджетных обязательств.

3) Контроль принятия бюджетных обязательств в пределах доведенных по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В программе формируются следующие документы:

Заявка на кассовый расход;

Заявка на получение наличных денег;

Заявка на возврат;

Запрос на аннулирование заявки;

Платежное поручение;

Заявление на открытие лицевого счета;

Заявления на переоформление лицевого счета;

Заявления на закрытие лицевого счета;

Также поддерживаются расчеты платежными поручениями через учреждения Банка России или кредитные организации.

По расчетам с контрагентами формируется Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4 (ф. 0504071) и другие отчеты. Предусмотрено формирование актов сверки расчетов с контрагентами и проведение инвентаризации расчетов.

«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» содержит комплект стандартных отчетов, регистров бюджетного учета и регламентированной отчетности - бюджетной, статистической, налоговой.

Практически вся необходимая бухгалтерская отчетность формируется автоматически на основании введенных за отчетный период хозяйственных операций. Электронные бланки статистической и налоговой отчетности могут быть заполнены вручную полностью или частично с последующим пересчетом итоговых показателей. При формировании отчетов осуществляется проверка и увязка показателей (внутриформенный и межформенный контроль).

Преимущества программы «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» над используемой:

Структура счета в плане счетов программы приведена в полное соответствие структуре номера счета Плана счетов бюджетного учета. Настройка плана счетов упрощена и стала более наглядной: настройка счета выполняется непосредственно в форме счета, а настройка рабочего плана счетов - непосредственно в плане счетов.

В учете по бюджетной классификации введено новое понятие - «Период действия КБК»: значения кодов бюджетных классификаторов вводятся на определенную дату. Это позволяет хранить в единой информационной базе операции по старым и новым кодам бюджетной классификации. Таким образом, при изменении классификаторов можно работать с новой и старой классификациями одновременно в одной и той же информационной базе.

Расширены возможности ведения аналитического учета и анализа данных.

Применение новой версии позволит упростить процесс составления бухгалтерской отчетности, также она обладает рядом существенных преимуществ, связанных как с использованием возможностей новой технологической платформы, так и с развитием функциональности и эргономики прикладного решения.

Рассчитаем необходимые денежные вложения в процесс совершенствования бухгалтерского учета в Гостехнадзора РТ. Базовая версия «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» продается в розницу. Можно приобрести данный программный продукт в специализированных магазинах фирмы «1С» или у ее партнеров. Розничная цена 1 рабочего места стоит 4600 руб. Дополнительная многопользовательская лицензия на 5 рабочих мест стоит 18000 рублей.

Таблица 3.1 Затраты на приобретение «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»

Таким образом, для совершенствования организации оплаты труда и повышения качества и эффективности управления персоналом необходимо 22600 рублей. В таблице 3.2. представлены затраты для приобретение программного обеспечения «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Таблица 3.2 Затраты на приобретение «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

Таким образом, для перехода Гостехнадзора РТ на «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» необходимо 96 000 руб. Для повышения уровня знаний в области бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в программном обеспечении 1С версии 8 предлагаю провести обучение бухгалтеров Гостехнадзора РТ на курсах и семинарах в сторонней организации.

В таблице 3.3 рассмотрим затраты на обучение.

Таблица 3.3 Затраты на обучение бухгалтеров

Из таблицы видно, что затраты на обучение бухгалтеров Гостехнадзора РТ составит 196 000 руб.

Таблица 3.4 Затраты на совершенствование бухгалтерского учета

Общие затраты на совершенствование управленческого учета в Гостехнадзора РТ составили 314,6 тыс. руб.

Заключение

Подводя итог проделанной работы в соответствии с поставленной целью и задачами необходимо сделать следующие выводы:

1. Предметом управленческого учета можно считать производственно-хозяйственную и коммерческую деятельность организации в целом и его отдельных объектов. Принципами управленческого учета являются ответственность, адресность, достоверность, оперативность, экономность и конфиденциальность. Основными задачами управленческого учета являются: обеспечение информацией для контроля за соблюдением целесообразности хозяйственных операций, рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, организация учета и калькулирования затрат, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости предприятия, подготовка информации для мотивации управленческих решений о прекращении или продолжении выпуска видов продукции, работ, услуг, выбор наиболее эффективных путей развития предприятия, организация бюджетирования.

2. Деятельность органов местного самоуправления в РТ полностью открыта и доступна как для государственных органов, органов местного самоуправления городских и сельских поселений, общественных объединений, организаций, так и для граждан. В республике открыт официальный источник информации Администрации РТ для информирования населения о деятельности Администрации посредством предоставления пользователям сети «Интернет» доступа к информации. Отдел информационных технологий обеспечивает контроль за актуальностью информации, публикуемой на сайте, а также контроль за информационным наполнением и обновлением всех разделов сайта.

Основной объем обращений в Гостехнадзор приходится на жилищные вопросы и вопросы, связанные с земельными отношениями.

В службе работает Общественная приемная Президента РТ. Заведующий общественной приемной регулярно информирует администрацию о поступающих вопросах и обращениях. Вопросы, входящие в компетенцию администрации города, решаются оперативно.

Основная задача муниципального управления - повышение результативности действий и эффективности использования ресурсов. Внедрение нового типа муниципальных учреждений - автономных, позволит эффективнее управлять имеющимися ресурсами, обеспечивая при этом рост заработной платы и улучшении качества предоставляемых услуг. В 2010 году была подготовлена нормативная база для создания муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных учреждений. В настоящее время создано одно автономное учреждение - Муниципальное автономное учреждение спорта и туризма республики. В 2012 году изменится правовой статус еще одного учреждения спорта.

Основная доходная база местного бюджета - земельный налог, налоги на доходы и на имущество физических лиц. Для развития собственной доходной базы в районе ведется работа с собственниками земель с целью 100% собираемости налога на землю, с руководителями предприятий - по вопросу роста размера среднемесячной заработной платы - и как следствие - увеличение размера отчислений в местный бюджет. Кроме того, пересмотр на федеральном уровне порядка зачисления отдельных видов налогов в сторону местного бюджета (например, налога на прибыль) принес бы ощутимую пользу в увеличении местной доходной базы.

Общий объем расходов консолидированного бюджета Гостехнадзора РТ в 2011г. увеличился на 50,4% к предыдущему году, что напрямую связано с наполнением бюджета. По мере наполнения бюджета Гостехнадзора до уровня, способствующего решению социально-значимых вопросов муниципального образования, объем расходов бюджета будет нарастать.

Структурные подразделения администрации ведут систематическую работу по поиску арендаторов и владельцев земельных участков для своевременного внесения ими арендной платы и налога на землю. К сожалению, часто возникает ситуация, когда предприятие малого бизнеса отсутствует по адресу регистрации, а указанные телефоны молчат.

Представители службы участвуют в заседаниях Комиссии по легализации налогооблагаемой базы предприятий РТ, Комиссии по вопросам задолженности по выплате заработной платы в РТ.

В 2011г. в республике активно велась работа по формированию Реестра муниципальных услуг, разрабатывались планы перехода на представление первоочередных услуг в электронном виде. Количество муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями - 74ед., из них предоставляемых в электронном виде - 23. По мере внедрения программного обеспечения, рекомендованного Минрегионразвития России, будет увеличиваться количество муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - Информационно-правовая система «Гарант». - Интернет-версия.

2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете».

4. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

5. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

6. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

7. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н.П. Кондраков, И.П. Кондраков.-6-е изд.; перераб. доп.- М.:Проспект, 2011.- 376с.

8. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях: Учебник / В.М. Родионова, И.М. Баятова, Е.В. Маркина. - М.: ИДФБК - ПРЕСС, 2011 - 232с.

9. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / А.Н. Белов- 4-е изд. перераб. и доп. - М.:Экзамен, 2012. - 512с.

10. Бюджетный учет / Е.А. Кальянова // Ваш бюджетный учет -2012 № 5 с. 5-48.

11. Бюджетный учет и отчетность В 2ч. Ч.2 /Г.И. Маклева, Р.Е. Артюхин. - М.: Экар, 2012. - 340с.

12. Бюджетный учет шаг за шагом / И.В. Алексеева.- М.: Экар, 2012- 480с.

13. Бюджетный учет оплаты труда/ Т.М. Конопляник, И.В. Морозова - СПб.: Бизнес-пресса 2008.

14. Заработная плата работников бюджетной сферы / И.В. Гейц. - 2-е изд. Перер. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 272с.

15. Концепция реформирования бюджетного учета / Т.В. Зырянова, О.Е. Терехова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 2011 №8 с 4-14.

16. Настольная книга бухгалтера бюджетного учреждения. Сборник документов - М.: МЦФЭР, 2012. - 720с.

17. Новое в учете средств бюджетных организаций / Е.А. Король// Бухгалтерский учет. - 2011. №5.- с. 49-52.

18. Отчет о финансовых результатах деятельности бюджетных учреждений / М.В. Белоусова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2011. - №24. с. 5-9.

19. Применение программы 1С: Бухгалтерия бюджетных учреждений / Н.В. Сергеева // Финансовый справочник бюджетных организаций.2012- № 2- с52-55

20. Расходы бюджетных учреждений / Н.В. Маслова.- М.: Дело и сервис, 2011 - 160с.

21. Современный бюджетный учет / Н.А. Бреславцева, Ж.В. Горностаева,Н.А. Рябокова.- Ростов-на- Дону.: Феникс, 2011. - 192 с.

22. Управленческий учет в бюджетных учреждениях / А.А. Герюк, 2-е изд. перераб. и доп. - Мн.: Высшая школа, 2009- 496с.

23. Управленческий в бюджетных учреждениях / А.Н. Белов- 4-е изд. перераб. и доп. - М.:Экзамен, 2012. - 512с.

24. Управленческий в бюджетных организациях: Учебное пособие / О.К. Коробкова. - Хабаровск: ХГАЭП. 2012-108с.

25. Управленческий бухгалтерский в бюджетных учреждениях / В.Р. Захарьин - М.: Налоговый вестник, 2012. - 464с.

26. Управленческий учет в современных условиях / В.П. Харьков, А.А. Хорошев; под редакцией В.П. Харькова.-М.: Финансы и статистика, 2010. - 208 с.

27. Управленческий учет. / А.Н. Паклар - М.: ЮСТИЦИФОРМ. 2012г.

28. Учет основных средств в условиях реформирования бюджетной системы / С.И. Колесников, О.В. Вельева // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012.- №5. с. 14-17.

29. Учет денежных документов в бюджетных учреждениях. - 2011. - №2. - с.46-50.

30. Учет материальных запасов в бюджетных учреждениях / Е. А. Кальянова // Ваш бюджетный учет - 2012. - № 2. - с. 21-43.

31. Учет основных средств в бюджетных учреждениях (автоматизация учета) / О. Серебрикова // Современный бухгалтерский учет - 2006 № 3 с.-52-62.

32. Формирование учетной политики в бюджетных учреждениях / М.В. Белоусова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012. - № 24 с. 5-9.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы организации управленческого учета на предприятиях, особенности его внедрения, функции, цели и задачи. Содержание управленческой отчетности. Автоматизация управленческого учета, основные направления его организации и методология постановки.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2013

    Особенности организации управленческого учета на предприятии, его методы и способы. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета. Организация управленческого учета и отчетности по центрам ответственности на примере ООО "Ардос".

    курсовая работа , добавлен 04.06.2013

    Сущность управленческого учета, его место в системе управления предприятием. Состав, содержание и формы отчетности. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Внедрение управленческого учета на примере группы предприятий "Ютлэнд".

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Сущность и основные задачи бухгалтерского управленческого учета. Фактическое состояние управленческого учета на ООО "Медведь". Постановка задач и принципы управленческого учета. Классификация по экономическим элементам и калькуляционным статьям.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2009

    Анализ вариантов организации управленческого учета на предприятиях. Нормативно-справочная информация в системе управленческого учета, основные проблемы при ее внедрении. Внутренний аудит системы управленческого учета, способы его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2015

    Общее понятие, принципы и задачи финансового учета. Роль и значение управленческого учета на предприятии. Обзор и характеристика основных различий бухгалтерского и управленческого учета. Примеры взаимосвязей областей данных видов учета в организации.

    реферат , добавлен 03.09.2014

    Изучение предмета управленческого учета - производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации в целом и его отдельных объектов. Характеристика методов, принципов, видов управленческого учета в финансово-экономической системе организации.

    контрольная работа , добавлен 13.03.2010

    Сущность бухгалтерского управленческого учета, его организация на предприятии торговли. Анализ сложившихся систем управленческого учета, взаимосвязь финансового, налогового и управленческого учета в организации оптово-розничной торговли ООО "Багира".

    курсовая работа , добавлен 06.11.2011

    Организация управленческого учета, ее сущность, планирование, элементы и варианты. Обособление счетов управленческого учета на предприятиях России. Условия сохранения коммерческой тайны предприятия. Перечень счетов финансового и управленческого учета.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Сущность управленческого учета и его организация. Затраты как объект учета: определение и классификация. Методы калькулирования себестоимости в управленческом учете. Анализ организации управленческого учета и затрат на примере ООО "Типография №1".

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется согласно специфическому плану счетов бюджетной организации. План счетов бюджетного учреждения поддерживается программными продуктами 1С для бюджетных учреждений. При этом для программных продуктов 1С для бюджетных учреждений необходимые изменения, согласно законодательству, вносятся автоматически

Параллельно бухгалтерскому учету зачастую существует необходимость развивать управленческий учет в бюджетных организациях, что связано со спецификой их деятельности. На основании бухгалтерского учета сложно сформировать единую финансовую отчетность, служащую для целей управления. Такая консолидированная отчетность должна отвечать требованиям полноты и прозрачности по всем ресурсам учреждения. Она должна отражать не только поступление, но и эффективность использования всех ресурсов, а также финансовый результат. Руководителям сложно принимать решения на основании только бухгалтерской отчетности, их информационные запросы для принятия управленческих решений обычно шире.

С помощью управленческого учета есть возможность обеспечить оперативной информацией все уровни руководства. При этом возможности и проблемы организации выявляются на более ранних этапах. В современных условиях очевидно, что для максимальной эффективности деятельности учреждения вести внутренний управленческий учет необходимо. В число навыков каждого руководителя должно входить использование управленческих отчетов как механизма управления деятельностью учреждения, направленного на сокращение затрат при повышении качества оказываемых услуг.

Одной из важнейших функций управленческого учета в бюджетных учреждениях является планирование бюджетных расходов. Задачи планирования состоят в том, чтобы предвидеть проблемы в деятельности учреждения еще до того, как они возникнут, исключить вероятность поспешных решений. Основная цель планирования - определение необходимых ресурсов и источников финансирования, обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Одной из эффективных технологий управленческого учета, решающей обозначенные выше проблемы, является бюджетирование.

Процесс внедрения бюджетирования в бюджетном учреждении может быть построен аналогично такому процессу в коммерческих организациях, с учетом некоторых особенностей.

Основными целями системы бюджетирования в бюджетных учреждениях могут быть:

  • повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении учреждения ресурсов;
  • повышение финансовой устойчивости;
  • обеспечение оптимальных взаимосвязей между интересами отдельных ЦФО и интересами учреждения в целом;
  • создание необходимого информационной основы для принятия управленческих решений.

Задачами системы бюджетирования могут являться:

  • обеспечение прозрачности доходов и расходов, поступлений и выплат для повышения качества управления финансовыми ресурсами;
  • контроль обоснованности выделения и использования финансовых ресурсов по видам деятельности;
  • повышение эффективности деятельности структурных подразделений;
  • определение наиболее эффективных (с учетом сложившейся конъюнктуры и других факторов) видов и направлений деятельности;
  • повышение финансовой дисциплины руководителей и сотрудников.

Бюджетирование деятельности бюджетного учреждения обеспечивает взаимосвязи целей, видов деятельности, мероприятий, финансовых и операционных показателей.

Основными элементами системы бюджетирования являются:

  • субъекты бюджетирования: например, руководители центров финансовой ответственности(ЦФО)/ функциональных направлений, руководитель учреждения;
  • объекты бюджетирования: например, виды деятельности, функциональные направления, ЦФО, финансовые показатели, проекты/программы;
  • модель бюджетирования;
  • планы и их взаимосвязь в процессе бюджетирования;
  • локальные нормативные акты, регламентирующие процесс планирования и бюджетирования.

В зависимости от задач, целей деятельности, экономической роли в бюджетном учреждении, как правило, выделяют четыре основных типа ЦФО:

  • Центр дохода – ЦФО, руководитель которого отвечает за реализацию услуг/работ по основной/ иной деятельности в запланированных объемах и получение запланированного дохода, находящихся в зоне ответственности ЦФО.
  • Центр расхода – ЦФО, руководитель которого отвечает за обеспечение запланированных операционных показателей при соблюдении заданного уровня расходов (в т.ч. инвестиционного характера), находящихся в зоне ответственности ЦФО.
  • Центр финансового результата – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и оказывает управляющее воздействия на различные факторы деятельности ЦФО (в т.ч. на объемы и стоимость услуг/работ, расходы), находящихся в зоне его ответственности.
  • Центр развития – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и принимает решение об инвестировании и изъятии средств. Центр развития имеет право управлять основными средствами и оказывать управляющее воздействия на различные факторы деятельности, находящихся в зоне его ответственности.

Как правило, Центром развития является бюджетное учреждение в целом, если оно наделена полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в его собственности, и финансового результата, полученного им в результате приносящей доход деятельности.

Рассмотрены некоторые проблемы организации управленческого учета в негосударственном образовательном учреждении.

Негосударственное образовательное учреждение Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (СИБУП) - образован в 1995 году.

СИБУП ведет подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных, востребованных на рынке труда специалистов в области экономики, юриспруденции, психологии и лингвистики в соответствии с современными потребностями экономики.

Организационная структура института представлена на рисунке 1 из которого видно, что в институте отсутствует служба управленческого учета.

Для совершенствования управления институтом необходимо создать службу управленческого учета, которая будет координировать, интегрировать деятельность Вуза и способствовать достижению целей. Важнейшими целями управления являются повышение уровня потенциала и проведение диверсифицированной рациональной финансовой политики, направленной на расширение и повышение качества образовательных услуг. Для их достижения необходимо внедрение системы управленческого учета, которая позволит установить контроль за величиной себестоимости и получить всю необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений.

Принципы учета затрат путем их распределения между продуктами не подходят для осуществления контроля за ними и их регулирования, так как цикл оказания услуг может состоять из нескольких различных этапов, за каждый из которых отвечает отдельное лицо. Поэтому, имея сведения о себестоимости услуги, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными подразделениями (центрами ответственности).

Эта проблема решается при установлении взаимосвязи затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств. Следовательно, необходимо организовать на предприятии учет по центрам финансовой ответственности (ЦФО) и определить финансовую структуру предприятия (организации).

Для формирования финансовой структуры предприятия (организации) сначала необходимо провести анализ организационной структуры предприятия, в процессе которого выделить ЦФО и определить их тип.

Рассмотрим формирование финансовой структуры на примере негосударственного образовательного учреждения «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» (см. табл. 1). Основным видом деятельности высшего учебного заведения является предоставление образовательных услуг. Так же к ним относится как научная деятельность факультетов и кафедр, так и организация работы различных подразделений, задачей которых являются поддержка и обеспечение функционирования учебного заведения.

Центры ответственности НОУ «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» были классифицированы по выполняемым функциям и ответственности.

В результате проведенного анализа выделены:

центры затрат (ЦЗ) – подразделения, руководство которых отвечает только за затраты;

центр выручки (ЦВ) – подразделение, руководитель которого несет ответственность за выручку, а не за затраты;

центр инвестиций (ЦИ) – подразделение, руководитель которого несет ответственность за прибыль и за ее инвестирование.

В качестве центров слаборегулируемых затрат (ЦЗс) были выделены: бухгалтерия, планово – экономический отдел, административно – хозяйственная часть, общий отдел, информационно – технологический центр. Для данных подразделений не существует прямой зависимости между затратами и результатами деятельности. Их руководители отвечают за соблюдение бюджета и за качественные показатели работы.

При организации управленческого учета одними из наиболее важных этапов являются:

Формирование финансовой структуры предприятия;

Построение системы бюджетирования.

В рамках формирования системы бюджетирования рекомендуется:

Составление смет затрат и отчетов об их исполнении по подразделениям предприятия (организации);

    разработка аналитических регистров управленческого учета с целью распределения косвенных затрат по центрам финансовой

Секция «Проблемы бухгалтерского учета и аудита»

    ответственности и формирования более точной информации о затратах отдельных подразделений;

Выбор соответствующих баз распределения для каждой статьи таких затрат;

Разработка аналитических регистров учета отклонений фактических прямых материальных затрат от нормативных.

Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем направлениям или функциям деятельности план работы организации.

Деятельность каждого вида центров ответственности планируется с помощью различных бюджетов. Далее необходимо определить какие бюджеты будут вестись по каждому центру финансовой ответственности в институте.

Бюджет общехозяйственных затрат отражает затраты таких структурных подразделений как, ректорат, бухгалтерия, планово- экономический отдел, Административно – хозяйственная часть, общий отдел, информационно – технологический центр, приемная комиссия, сектор инновационного развития, юридическая клиника.

Затраты факультетов отражаются в бюджетах общепроизводственных затрат, прямых трудовых и прямых материальных затрат. Эти бюджеты формируются на основе бюджета продаж и бюджета производства, которые для Вуза совпадают.

Данные бюджеты составляются с участием следующих центров финансовой отчетности: ректорат, приемная комиссия, планово – экономический отдел, факультеты.

Организация управленческого учета в вузе должна стать неотъемлемой частью всей автоматизированной информационной системы управления его деятельностью. Причем, поскольку ведение бухгалтерского учета строго регламентировано государственными стандартами, в отличие от деятельности большинства других структурных подразделений, можно с уверенностью говорить о приоритетной роли этого сектора деятельности вуза.

Применение управленческого учета, прежде всего при решении финансовых вопросов, позволит вузу повысить экономическую эффективность, развивать его образовательный и научный потенциал, увеличить производительность труда управленческого персонала, исключить дублирование ввода данных и уменьшить объем бумажного документооборота, оперативно формировать управленческую отчетность и др.

Таким образом, внедрение системы управленческого учета позволяет планировать и контролировать величину затрат, получить информацию, необходимую для принятия эффективных управленческих решений, и повысить рентабельность основной деятельности института.

© Ткаченко О. Н., 2013

Секция «Проблемы бухгалтерского учета и аудита»

А. В. Шарапова

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнёва, Красноярск