Зарубежные модели менеджмента европейская американская и японская. Какой зарубежный опыт управления персоналом наиболее успешный? Ii

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский

Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и др. условий их формирования.

Рассмотрим американскую, японскую и европейскую модели менеджмента.

В указанных моделях в первую очередь существуют различия в содержании и понимании основных функций менеджмента.

В американской школе менеджмента содержаться следующие функции:

1) планирование (включая миссию, цели и прогнозирование);

2) организация (включая порядок использования власти, разрешение конфликтов);

3) связующие процессы (включая коммуникации и методы принятия решений);

4) обеспечение эффективности деятельности организации (включая управление трудовыми ресурсами, функционирование операционных производственных систем).

В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла:

1) планирование;

2) организация работы;

3) оперативное руководство;

4) мотивация;

5) координация;

6) контроль.

В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в следующем виде:

1) определение цели;

2) получение информации;

3) планирование;

4) принятие решений;

5) реализация;

6) контроль.

Если сопоставить представленные школы менеджмента, то обращают на себя внимание следующие особенности.

В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию как планированию в организации.

В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высококвалифицированным и активным персоналом.

Поэтому мотивации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала.

В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.

Сравнительный анализ американской, японской и европейской моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между собой. На современном этапе это во многом определяется стремительным развитием транснациональных корпораций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих свою субкультуру в любое общество.

В историческом разрезе можно рассматривать американскую и японскую модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую - как занимающую промежуточное положение. Сравнительная характеристика американской и японской школ менеджмента в части принципов управления, организации рынка труда, систем оплаты труда, систем качества представлена следующим образом:

1) Сравнение общих принципов промышленного управления:

Таблица 1:

Принципы управления

Школа менеджмента

Управление материально-техническими ресурсами

Производство по принципу точно вовремя (“канбан”), т. е., поставка ресурсов ровно в том объеме, который необходим в данный момент времени (т. е., жесткая экономия на материально-технических запасах)

Поставки крупных партий ресурсов с малой частотой (т. е., меньшая требовательность к минимизации материально-технических запасов)

Контроль качества

Комплексный контроль качества

Концепция “делать с первого раза” - комплексный контроль качества, включение ответственности за качество в каждую должностную инструкцию

Комплексное профилактическое обслуживание оборудования

Производственным персоналом

Специальными ремонтно-профилактическими службами

Система принятия решений

Право принимать решения предоставлено работникам, находящимся на ступень ниже, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью

Высокая степень централизации между функциональных отношений при принятии решений

2) Сравнение особенностей управления:

Таблица 2:

Особенности управления

Школа менеджмента

Средства достижения успеха

Огромное значение придается средствам достижения целей: искренность намерений, чистосердечность ценится независимо от результата

Значим именно результат, героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для этого средств

Направленность действий

Направленность на служение людям, обществу - альтруизм, как возможность сделать себе имя

Значим именно результат, героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для этого средств; даже в действиях, направленных на пользу общества, прослеживается поиск личной выгоды

Решение проблем

Поиск компромисса, примирения, переговоров, стремление избегать раскола, добиваться “гармонии”, постепенного сближения позиций друг друга

Решение проблем в борьбе с партнером, в спорах, где каждая сторона настаивает на своем

Отношение к прибыли

Мало заботятся о быстрой прибыли, как стратеги смотрят на дальнюю перспективу

Компания каждые три месяца вынуждена доказывать, что она прибыльна, иначе служащие окажутся без работы

Связь с предприятием

Высокая - отношениями преданности и взаимной ответственности, пожизненный найм

Низкая - отсутствие отношений преданности и взаимной ответственности, частая смена работы

3) Сравнение моделей управления:

Таблица 3:

Модели управления

Школа менеджмента

Общая характеристика модели управления

Горизонтальная модель - отсутствие централизованных служб контроля и распределения потока материальных ресурсов; прямые связи между руководителями горизонтальных подразделений без участия координаторов

Вертикальная модель - иерархическая координация характеризуется тем, что каждая функциональная единица имеет лишь одного прямого начальника и не связана с другими единицами

Число уровней управления

Взаимодействие подразделений

Интегрирование производственных и информационных потоков с целью успешного реагирования на изменение ситуации на рынке при наличии минимальных запасов

Поточная система производства с “выталкиванием” обрабатываемых изделий независимо от готовности следующего участка принять их на обработку при централизованной координации

Координация

Цеха являются узловыми точками коммуникационной сети, т. е., нижерасположенные цеха “командуют” вышерасположенными

Осуществляется сверху вниз центральными службами

Влияние подчиненных на руководителей

Подчиненные относятся к руководителям с большим уважением

Репутация менеджера среди подчиненных непосредственно влияет на его собственную карьеру, т. е., начальник является объектом неформального наблюдения со стороны подчиненных

4) Сравнение способов организации рынка труда:

Таблица 4:

Организация рынка труда

Школа менеджмента

Уровень специализации

Сравнительно низкий. Классификатор профессий простой и гибкий. Разграничение трудовых обязанностей непостоянно и расплывчато, а определение их содержания достаточно условно

Специализация труда считается важнейшим фактором, влияющим на производительность

Преимущества системы организации труда

Сравнительно низкая специализация увеличивает гибкость при выполнении производственных заданий различного характера

Высокая специализация сокращает объемы подготовки, повышает уровень профессиональной подготовки

Привлечение кадров

Прием на крупные фирмы работников сразу после окончания школы или колледжа с обучением их прямо на месте

Децентрализованное перемещение персонала в поисках фирмы с более выгодными условиями труда. Высокий уровень специализации обеспечивает стандартизованный рынок рабочей силы внутри и вне фирмы

Действия компании при временном снижении спроса на продукцию

Сокращение общего количества часов работы. Направление некоторых работников на учебу или другие участки работы, где не сильно повлияло падение спроса

Сокращение штата сотрудников

Увольнение работников

Негативно влияет на репутацию фирмы и работника, которого на другом предприятии будут рассматривать как низко производительную рабочую силу

Не оказывает негативного влияния на репутацию фирмы и не столь существенно влияет на репутацию работника. Трудовая мобильность поощряется

5) Сравнение систем оплаты труда:

Таблица 5:

Характеристики системы оплаты труда

Школа менеджмента

Общий подход к оплате труда

Учет трудового стажа и заслуг работника

Процедура оценки заслуг работника формализована отделом кадров с целью гарантировать невозможность принять необъективное решение отдельным начальником

Система оценки труда

Продвижение по службе отдельных работников на основе индивидуальных заслуг

Работник на протяжении своей карьеры оценивается многими различными менеджерами вследствие применения схемы ротации трудовых заданий как для начальников, так и для подчиненных

Оплата как проявление отношения к смене места работы

Стимулирование способных, высокопроизводительных и высоко коммуникабельных работников, лишая смысла перемену места работы, включая выплаты различных пособий (на строительство жилья, содержание семьи и т. д.)

Компании часто позволяют недовольным оплатой работникам обращаться в отдел кадров с просьбой о переводе их в другие подразделения

6) Сравнение систем качества:

Таблица 6:

Характеристики систем качества

Школа менеджмента

Общая характеристика системы качества

КФН (качество, функциональность, поступательность) - инструмент приспособления товаров и услуг к желаниям клиентов, применяемый в стадии разработки продукции

МАК (менеджмент абсолютного качества) - стратегическая, интегрированная система менеджмента, целью которой является довольный клиент

Элементы системы качества

1. Свойства:

Учет пожеланий клиента;

Гарантия основных ожиданий;

Придание “восторгающих” качеств.

2. Издержки:

Снижение издержек без функциональных потерь;

Стоимостной анализ с учетом фактора “клиент”;

Оптимизация издержек в пользу клиента.

3. Технология:

Достижение целей с помощью новой техники, адекватной новым идеям;

Своевременный учет узких мест и предотвращение “взрыва” издержек на поздней стадии проекта.

4. Надежность:

Работа по повышению долговечности, функциональности, надежности, простоты в уходе и ремонте

1. Определение проблемы и разработка рабочего плана

2. Проверка актуальных условий и определение цели

3. Нахождение причин и задание приоритетов

4. Подтверждение наличия основных причин

5. Определение и формулировка контрмер

6. Моделирование процессов и подтверждение мероприятий

7. Совершенствование контроля и при достижении цели переход к следующей задаче

8. Стандартизация, позволяющая моментально найти характеристики процесса, которые в свое время привели к положительному результату

9. Определение дальнейших подзадач

Говоря об организации управления в американских, западноевропейских (Германия, Франция, Великобритания, Финляндия), азиатских (японских, корейских, китайских, индийских) фирмах, необходимо отметить, что наиболее эффективным считается стиль управления, основанный на принятии групповых решений, поскольку он предполагает:

Участие среднего звена управления в выработке решений путем согласования и обсуждения проектов решений не только с руководителями, но и с персоналом соответствующих подразделений;

Соблюдение принципа единогласия в принятии решения;

Отсутствие четких должностных инструкций (предполагается, что содержание работы каждого работника может постоянно меняться, и сотрудники обязаны уметь выполнять любую работу в рамках своей компетенции); менеджмент управление персонал

Использование специфической системы управления персоналом, предусматривающей в основном пожизненный наем работников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни;

Постоянное совершенствование искусства управления, в том числе качеством продукции, эффективностью маркетинговой деятельности; контроля хода производственного процесса.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сравнительный анализ моделей менеджмента в японской и американской компаниях Nissan-Renault, Saturn и General Motors: философия и цели фирмы; организационная структура управления и принятие решений; наём, кадровая политика и стимулирование работников.

    реферат , добавлен 16.02.2013

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Характеристика американской и японской моделей менеджмента, их становление и особенные черты. Сравнительный анализ американской и японской стратегий управления персоналом, обоснование целесообразности использования элементов в отечественной практике.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2013

    История развития американской системы менеджмента, ее особенности, преимущества и недостатки. Сравнительная характеристика американской, английской и японской моделей управления предприятием. Описание приемов эффективного корпоративного менеджмента.

    дипломная работа , добавлен 13.09.2010

    Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский. Национальные особенности управления организацией. Американская практика подбора руководящих работников. Средства мотивации в Японии. Особенности современного российского менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2013

    Обзор национальных моделей менеджмента. Принципы построения менеджмента в Японии. Японские методы управления производством. Суть американской модели менеджмента. Западноевропейская модель управления. Применение национальных моделей менеджмента в России.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2012

    Эволюция управленческой мысли. Этапы развития менеджмента. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления. Классификация подходов и разнообразие моделей менеджмента: особенности американской, японской и западноевропейской моделей.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Сущность и специфика управления персоналом. Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента. Характерные черты обоих стилей управления. Обеспечение компетентности персонала. Достоинства и недостатки каждой из представленных систем.

    презентация , добавлен 24.11.2014

    Американский стиль управления. Стратегия и управление производством в американских фирмах. Японский стиль управления. Особенности принципов стратегии производства. Сравнительный анализ американкой и японской стратегии.

    реферат , добавлен 28.03.2007

    Теоретические основы менеджмента. История становления менеджмента и его школ. Разнообразие моделей менеджмента. Модель менеджмента в Республики Корея, как синтез американского и японского стилей управления. Чеболь - южнокорейское экономическое чудо.


Введение........................................................................................................... 3

1. Американский менеджмент.......................................................................... 5

2. Японский менеджмент................................................................................. 7

3. Европейский менеджмент.......................................................................... 11

4. Российский менеджмент............................................................................ 13

Заключение..................................................................................................... 16

Список использованной литературы............................................................. 18



Введение


Любая отрасль деятельности человека имеет свою историю. «Без прошлого нет будущего», а без ясного представления истории какой-либо отрасли человеческой деятельности нельзя ни понять её сегодняшнее состояние, ни предсказать пути её развития. Общее размышление об истории имеет актуальный характер и в понимании, в частности, истории управления, в том числе и одного из современных её типов – истории менеджмента.

В последние десятилетия слово management (дословно с англ. - управление) приобрело интернациональный характер, подразумевая управление экономическими процессами. В России, а тем более в Советском Союзе, когда «…каждая кухарка могла управлять государством…» это слово не использовалось. Наверное, отчасти этим и объясняется тот факт, что в разговорах об истории менеджмента российский опыт управления игнорируется, а на передний план выходит история управления западных государств, Соединенных Штатов и Японии.

Сейчас ведущими экономистами и политиками активно дискутируются возможности развития экономики России по принципу одной из западных «моделей» – в теледебатах и на газетных полосах оппоненты «до хрипа» доказывают свою точку зрения, активно перемежая свою речь английскими терминами и ссылками на западные статистические данные. С приближением парламентских и президентских выборов эта «гонка экономических программ» только усилится. Однако без учетов нашего национального менталитета, исторически сложившихся отличий в теории и практике управления, ни одну из мировых схем развития экономики и выхода из кризиса нельзя приложить к российским условиям.

В своем реферате я попытаюсь провести некоторые сравнения общепризнанных мировых управленческих взглядов и взглядов на управление в России. Это и станет целью данной работы.

Задачи реферата исходят из цели и являются следующими:

1. Рассмотреть американскую модель менеджмента как основополагающую модель управления;

2. Рассмотреть японскую модель менеджмента в свете национальных особенностей Японии;

3. Рассмотреть европейскую модель менеджмента. Выявить отличия;

4. Рассмотреть российские принципы управления. Привести сравнительную характеристику.



1. Американский менеджмент


Говоря об американском менеджменте, нельзя, хотя бы вскользь не коснуться и истории менеджмента как науки вообще.

Менеджмент появился в США в конце прошлого века, и с тех пор эта страна по праву считается родиной менеджмента. Первый научный курс управления появился 1881 году. Он был разработан Джозефом Вартоном и вначале не нашел широкого практического применения. Лишь спустя тридцать пять лет начал использоваться как учебная дисциплина. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в своем докладе на собрании американского общества инженеров-механиков впервые поставил вопрос о необходимости менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности. В 1910 г. Луис Брандейс ввел в обиход понятие «научное управление», а в 1911 году в свет вышла работа Ф.У.Тейлора «Принципы научного управления».

Что же является наиболее характерным признаком американского менеджмента в сегодняшнее время? Прежде всего интернационализация менеджмента, обусловленное самой историей образования Соединенных Штатов, объединение теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания.

Современный деловой мир США сейчас вступает уже в третью фазу формирования менеджмента, базирующуюся на системе информационного обеспечения и переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знаний. В настоящее время одна из самых существенных проблем в американских корпорациях это определение оптимального соотношения факторов централизации и децентрализации. Очевидно, что жестко централизованная структура с четкими разграничениями между отделами и их функциями предоставляет менеджеру возможность взять на себя дополнительную ответственность. Децентрализованная организационная структура управления способствует созданию среды, в которой каждый её член принимает на себя ответственность, имеет возможность реализации своего потенциала, внедряя в производство свои идеи и замыслы, что в итоге способствует процветанию фирмы.

Несколько десятилетий назад такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда в США. В настоящее время именно существующие организационные формы корпораций составляют трудности этой страны. На примере небольших и простых в организационном плане промышленных компаний наглядно видны использование управляющими потенциала фирмы, всех видов ресурсов, высокая степень принятия качественных и своевременных решений и т.д., что приводит к процветанию и росту предприятия. По мере экстенсивного развития фирмы эти преимущества исчезают. С появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата. Эксперты в сфере бизнеса считают, что развитие централизованной власти снижает конкурентные преимущества больших компаний.

Исследую опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу. «Менеджмент и капитал – вот две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки.

В целом, подводя итог краткому анализу американского менеджмента, следует отметить, что он отличается упором на личность менеджера, как одну из составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления производством и персоналом.



2. Японский менеджмент


Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы».

По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

4. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.

5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения, японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

6. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.

В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

Одной из отличительных особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и другие. Но существует и большая разница между американским и японским управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих служащих компаниям. Отожествление служащих с корпорацией создает крепкую мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности интересам фирмы.

Существуют также особенности японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:

· управление качеством на уровне фирмы - участие всех звеньев в управлении качеством.

· подготовка кадров и обучение методам управления качеством.

· деятельность кружков качества.

· инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.)

· использование статистических методов.

· общенациональные программы по контролю качества.

Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и сохранить любовь и преданность своего персонала.

В целом японская система управления опирается на коллективное решение проблем и ставит приматом над индивидуумом корпоративные ценности, отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.



3. Европейский менеджмент


А что же является наиболее характерным признаком европейского менеджмента в сегодняшнее время? Вследствие интернационализации менеджмента были объединены теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания. Потому то и в подавляющем числе Европейских стран системы управления во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.

Дальнейшее развитие наук в целом значительно влияло и на менеджмент. Так развитие кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризация управления способствовали активному внедрению в управление системного подхода, не концентрирующегося на одной грани интересующей проблемы. Эволюция менеджмента приводят к окончательному решению спора между различными школами управления. К 70-м годам нашего века широкую популярность завоёвывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления. В 80-е годы к основным направлениям: ратующем за изменение и совершенствование техники и технологии производства и уверенном в примате четкой организации деятельности индивида и всего коллектива прибавляется направление «организационной культуры», придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия.

Такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда не только в США, но и в европейских странах.

В настоящее время в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.

Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.

Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым технологическим веяниям и модным тенденциям, в том числе и в управлении.

В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.


4. Российский менеджмент


Рассматривая российские традиции управления, следует отметить, что в результате отсутствия частной собственности в советский период российской истории (1917-1991 г.г.), когда наука управления получила основной всплеск развития по всему миру, мы будем рассматривать только традиции государственного управления в России.

Основные традиции русского менеджмента с Петровских времен и до наших дней, на мой взгляд остались неизменными. Прежде всего, стоит отметить большую роль государства в экономическом развитии страны. Это обуславливается тем, что ещё со времен создания Петром Первым государственных мануфактур весьма значительная часть крупного производства принадлежала государству. Вследствие этого возникала жесткая иерархическая система управления, неразрывно связанная с государством; протекционистская политика многих правителей России снижала конкуренцию на внутреннем рынке, что тоже не способствовало развитию новых идей в управлении.

Октябрьская Революция 1917 года только обострила все эти условия развития национальной школы управления. Экономический кризис и разруха, царившие в молодой Советской республике, требовали от руководства страны, в которой не осталось больше частной собственности, по военному четких мер по реорганизации всех видов производства. Вкупе с однопартийной системой все это сделало систему государственного и промышленного управления жесткой и строго иерархичной. Экстренные темпы развития промышленности требовали экстренных дисциплинарных мер, что привело к жесточайшей индивидуальной ответственности руководителей за возглавляемое дело. По военному четкое распределение обязанностей; узкая специализация государственных органов управления промышленностью.

Новая экономическая политика государства несколько «ослабила гайки», но крупная собственность так и осталась в руках государства, этот период «послабления» был короток и мало что изменил в традициях управления. Последующие периоды индустриализации и Великой отечественной войны и ликвидации военной разрухи вернули все в прежнее, весьма жесткое, русло.

Естественно, что всякое действие вызывает противодействие, поэтому некоторое «ослабление гаек» в период правления Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, сопровождавшееся не меньшим спросом с партийных и хозяйственных руководителей всех уровней, приводит отрыву высших слоев управления от действительности. Нереальные планы производства, спускаемые сверху вызывают волну приписок и искажения результатов хозяйственной деятельности. Неимоверно разросшийся управленческий аппарат в этих условиях полностью теряет смысл, занимаясь созданием ненужных бумаг и обработкой отчетов, основанных на недостоверных и сознательно искаженных данных. Все это в условиях полного зажима гласности и демократии приводит страну в глубочайшему экономическому кризису.

Распад Советского Союза ставит проблемы борьбы с кризисом перед правительством России. Основным девизом первого этапа возрождения экономики становится такое знакомое: «… весь мир … мы разрушим…».

Для развития экономики применяется способ, весьма похожий на предыдущий исторический опыт: жесткий контроль государства за экономикой, протекционизм правительства по отношению к отечественной промышленности, ориентация в руководстве на Лидера – сильную личность и т.п.

В целом складывается такой облик русского менеджмента:

· Индивидуальная ответственность и направленность руководства и четкое распределение обязанностей;

· Примат корпоративных (в советские времена – государственных) интересов над личностью;

· Жесткая структура управления, медленная обратная связь.



Заключение


Рассмотрев особенности национальных типов управления, для большей наглядности я хотел бы собрать основные тезисы национального менеджмента в таблицу:

Объект сравнения

Характер решений

Индивидуальный

Коллективный

Индивидуальный

Индивидуальный

Преобладающие цели

Тактические

Стратегические

Стратегические

Тактические

Разграничение обязанностей и полномочий

Расплывчатое

Специализация работников

Ответственность

Индивидуальная

Коллективная

Индивидуальная

Коллективная

Приверженность работника

К профессии

К профессии

Оценка и карьерный рост

Медленный

Медленный

Медленный

Разделяемые ценности

Индивидуальные

Коллективные

Индивидуальные

Коллективные

Направленность руководства

На человека

На коллектив

На человека

На коллектив

Идеал менеджера

Лидер-сильная личность

Координатор-мозговой центр

Координатор-

мозговой центр

Лидер-сильная личность

Способ контроля

По индивид. показателям

По коллектив. показателям

По индивид. показателям

По коллектив. показателям

Отношение к подчинённым

Формальное

Неформальное

Формальное

Формальное

Обусловленность карьеры

Личные качества

Личные качества

Возраст, стаж, коллективные достижения

Структура управления

Оплата труда

По индивид. результатам

По коллект. результатам, от возраста и стажа

По индивид. результатам

По коллективным результатам

Расходы на обучение персонала

Найм на работу

Краткосрочный

Пожизненный

Краткосрочный

Краткосрочный


Таким образом, из этой таблицы хорошо видно, как тесно переплелись качества американского и японского менеджмента в российских и европейских управленческих традициях. И хотя следует признать, что такие основные черты российского менеджмента являются пережитками Советского строя, что в новых коммерческих структурах применяются совсем иные принципы управления, привнесенные в основном из Америки и Западной Европы, основная масса промышленного потенциала все ещё не включилась в перестройку моделей управления производством.

Все вышеизложенное ещё раз доказывает сложность и неоднозначность применения «готовых» экономических решений для «лечения» экономики ношей страны.



Список использованной литературы


1. Аширов Д.А., Егоров А.С., «Управление карьерой в организации», М, 2003.

2. Байгот С. А., Ефимчик Е. Е. Основы менеджмента, – 2 изд. – Мн.: ООО «Информпресс», 2000.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие. – М.: Гном-пресс, 1999.

4. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы, - М.: Инфра-М,1996.

5. Волкова К.А. Государственное предприятие: структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. Справ. пособие – М.: Экономика, 1990.

6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер – М, 2000.

7. Десслер Г. Управление персоналом, М.: БИНОМ, 1997

8. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках - М. : Интерэксперт, ИНФРА – М, 1995. Перевод с английского – М., 1991.

9. «История менеджмента» под редакцией Д.В. Валового, Москва, ИНФРА-М, 1997.

10. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебник. – Мн.: БГЭУ, 1996.

11. Кутыркин И.А., Технология написания курсовой работы, ИНФРА-М, 2003.

12. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.:Дело, 1997.

13. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов /Б.В.Прыкин, П.В. Прыкина - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

14. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. Научн. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1997.

15. Пшенников В.В., «Японский менеджмент. 27 уроков для нас», Москва, «Япония сегодня», 1997.

16. Резник С. Д., Игошина И.А., Резник В.С. Менеджмент организации – М, 1999.

17. Тимошина Т.М. «Экономическая история России», Москва, «Филинъ», 1998

18. Травин В.В. Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия М.: Дело, 2000.

19. Управленческая карьера в России. Проблемы теории и практики управления. №6, 1996.

20. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента. Учебно-практическое пособие. АО Бизнес-школа «Интел-синтез». М.: 1996.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Национальные модели менеджмента: американская, японская, европейская

Во второй половине ХХ века в связи с впечатляющими успехами в развитии японской экономики и утверждениями японских менеджеров, что они владеют «управленческим сверхоружием», менеджмент как наука стал учитывать национальные особенности и строить национальные модели менеджмента. В настоящее время различаются американская, европейская и японская модели. В связи с глобализацией в дальнейшем можно ожидать стирания граней между моделями, но пока эти грани существуют.

Современный американский менеджмент базируется на следующих исторически сложившихся условиях:

· Наличие развитого рынка продуктов и услуг, общества потребления

· Индустриальный способ производства. Ремесленное производство в США не имело глубоких корней

· Корпорация как основная форма предпринимательства (акционерные общества). Поэтому все усилия менеджмента сосредоточиваются на том, чтобы ублажить акционеров

· Индивидуализм как основа мировоззрения американца

Таланкина Е. Кто мы: индивидуалисты или коллективисты? // Наука и жизнь, №11, 2010.- с. 116-120

Коллективистская культура: Каждый человек - часть более широкого целого: семьи, коллектива, общества, народа. Все люди взаимозависимы. Самосознание строится на том, какую роль человек выполняет в группе. Русские: противоположность протестантской этике (соборность), низкая заинтересованность в личных достижениях, высокая ценность личностных взаимоотношений, ориентировка на групповые ценности. Самонадеянность - негативный оттенок. Взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимоконтроль.(Эго: «стучать» - это взаимоконтроль? Американцы с удовольствием доносят друг на друга, у нас это считается пороком. К вопросу об обратной связи. Стук в «Макдональдсе»). Интересы коллектива могут превосходить интересы личности. Коллектив - нечто постоянное, объединенное для долгосрочного сотрудничества единством духа и устремлений.

Русским присущ фатализм: влияние внешних обстоятельств, не подвластных индивидууму. Американец скажет: этого я добился, благодаря своим качествам. Русский скажет: это мне повезло (не повезло, климат плохой, правительство бестолковое, враги кругом и т.п.)

У русских:стремление одновременно выполнять несколько задач и уделять время творческим видам деятельности и личному общению. Большее значение придается духовному, а не материальному прогрессу. Жизнь настоящим, вытекающим из прошлого. Мудрость прошлых поколений - основа поведения.

Общение считается ценностью независимо от степени его информативности и полезности.

Отношение ко времени очень неаккуратное. «Выпьем чаю» - может затянуться на часы.

Ориентация на сотрудничество, на достижение успеха группы. Причем этот успех распространяется на каждого. Возможность членов группы пользоваться достижениями других членов группы.

Собственность - владение коллектива или группы. Игрушки в семье - общие. Такое же отношение к авторским правам. Легкомысленное отношение к частной собственности.

Склонность одеваться так, как подобает по общественному статусу. В хорошем костюме, с галстуком, гламурно, придавая одежде большое значение. Совсем на востоке - чтобы «блестело».

Коллективистская культура: четкая иерархия, основанная на статусе, возрасте, роли в семье. Роль главы предполагает контроль над распределением ролей в группе, а также за тем, чтобы все ее члены были ориентированы на успех коллектива, а не на собственный. Общественная система ценностей влияет на то, как принимаются решения в семье. За старшими закреплено право последнего слова в вопросах, где и чему будут учиться младшие, где и кем они будут работать и даже на ком жениться.

Индивидуалистская культура: Каждый человек представляет собой самодостаточное целое, отдельное от других. Самосознание строится на личных успехах. У американцев: вера в первостепенную значимость индивидуума, установка на самодостаточность и личная свобода. Самодостаточность, самонадеянность, самодисциплина. Team - команда, группа индивидов, объединившихся для достижения конкретной цели,строится на чисто прагматическом подходе. I («я») пишется всегда с большой буквы. Русские любят подчеркивать в этом контексте, что «я» - последняя буква в алфавите. Ответственность за принятие решения целиком лежит на индивиде. Человек понимает, что последствия - результат его собственных действий (исключая форс-мажор). Череда неудач делает человека в глазах окружающих лузером, неудачником. Однако это слово означает «проигравший», то есть тот, кто активно участвовал, но проиграл.

Идея постоянного стремления к прогрессу, к жизненным достижениям, продвижению в карьере, получению дополнительного образования, приобретению материальных благ. Человеческие отношения приносятся в жертву линейной организации времени (расписание, график, режим дня и т.п.). Ориентация на будущее (ипотека на 40-50 лет, ранние объявления о помолвке и рождении ребенка). Текущая деятельность - средство достижения будущих целей.

Семья американская: редки попытки повлиять на выбор профессии ребенка, он сам принимает решение. Ослабление внутрисемейных связей, осложнения между родителями и детьми, отсутствие обязательств перед родителями.

Общение не является ценностью.Talkischeap (разговорничегонестоит), Actionsspeaklouderthanwords (разговор горластее слов?).

Американские студенты сидят за индивидуальными партами, рассчитанными на одного студента. Американцы очень удивились, когда узнали, что в России студенты норовят сесть «кучно», а учебная мебель рассчитана как минимум на двоих.

Стремление ценить время. Выпить кофе - ровно столько по времени, чтобы выпить чашку кофе.

Жесткая конкуренция (вытекающая из стремления к прогрессу). Продвижение через конкуренцию, а не через сотрудничество. Конкуренция поощряется с младенчества.

Американцы не учатся в постоянных группах. Каждый сам за себя.

Частная собственность связана с правом на личное пространство, невмешательство в частную жизнь. Езда в тесном общественном транспорте, стояние в очереди - нарушения личного пространства.

Индивидуальность находит выражение в стиле одежды. Дресс-код вне работы (прилично-неприлично) не поощряется. Можно выйти из дома в магазин в пижаме.

По исследованиям одного из калифорнийских университетов в США 91% индивидуалистов, в среднем в мире 24%, в России - 39%.

Различия принципиальные:

· Русская фольклорная традиция: обязательно должен быть помощник (конек-горбунок, золотая рыбка, щука)

· Американская культура: образ героя-одиночки, который полагается только на самого себя.

Коллективизм и индивидуализм в разных культурах скорее сосуществуют, чем противоборствуют.

Концепции коллективизма-индивидуализма следует на практике рассматривать аккуратно, иначе они могут превратиться в стереотипы, что опасно.

Японский менеджмент в большей степени ориентируется на человеческий фактор, но при этом личность должна подчиняться коллективу и подчинять свои интересы интересам организации. Японцы выше других ставят социальные потребности и возможности их удовлетворения. Вознаграждение за труд они воспринимают с позиций удовлетворения социальных потребностей (принадлежность к социальной группе, место в группе, внимание и уважение окружающих).

Европейская модель менеджмента идеологически находится «посередине». Для этой модели характерно следование бюрократическим принципам, бюрократия в Европе достаточно сильна как ментальный принцип. Характерна также концепция «социального человека», социальной защищенности личности, учета ее интересов и ожиданий.

Менеджмент, как вид деятельности по управлению хозяйственным субъектом, имеет общие и специфические черты .

Общие отражают понимание менеджмента как концепции, как философии управления.

Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально – экономического развития в конкретной стране, культуру.

Поэтому выделяют различные модели менеджмента:

· американскую,

· японскую,

· западно–европейскую и др.

Очевидно, по аналогии с этими моделями, можно выделить и российскую модель менеджмента.

Эволюция теории и практики менеджмента находит свое отражение в переходе от традиционных направлений в менеджменте, так называемой американской модели, и поведенческих направлений – японской модели к новому направлению, которое называют как маркетинговое.

Суть американской модели менеджмента заключается в утверждении, что успех организации прежде всего зависит от внутренних факторов (рациональной организации производства продукции, снижения издержек, роста производительности труда, эффективное использование ресурсов).

Организация рассматривается как закрытая система.

При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени.

Основой стратегии является непрерывный рост производства и углубление специализации.

Система управления в американских формах жестко организована.

В 80-е годы американский менеджмент претерпел изменения, которые нашли отражение в структурной перестройке и перераспределении полномочий при принятии решений, развитии стратегического планирования.

Основными характеристиками американской модели менеджмента являются:

· краткосрочная работа по найму,

· оплата по индивидуальным результатам работы,

· формальный контроль,

· четкое описание рабочего задания,

· индивидуальная ответственность,

· управление “сверху – вниз”.

Японская модель менеджмента является результатом специфической культуры и экономической системы страны и отличается ориентацией на технологические и технические нововведения, на постоянные изменения производства. Отсюда, гибкость и целенаправленность управления.

Отличительными чертами японского менеджмента являются групповая организация управления, отсутствие жестких структур управления, индивидуальный учет производительности и другие.

В японском менеджменте не человека подбирают под должность, а наоборот, тщательно изучив человека, определяют, какие обязанности ему можно поручить.



В целом, японский менеджмент ориентируется на самые новые подходы в управлении в условиях научно – технической революции.

Основными характеристиками японской модели управления являются:

· пожизненный найм,

· принцип старшинства при оплате и назначениям,

· неформальный контроль,

· нечеткое описание рабочего задания,

· коллективная ответственность,

· управление “снизу – вверх”.

Европейский менеджмент- Вследствие интернационализации менеджмента были объединены теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания. Потому то и в подавляющем числе Европейских стран системы управления во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.

Такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда не только в США, но и в европейских странах.

В настоящее время в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.

Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.

Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым технологическим веяниям и модным тенденциям, в том числе и в управлении.

В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.

Введение........................................................................................................... 3

1. Американский менеджмент.......................................................................... 5

2. Японский менеджмент................................................................................. 7

3. Европейский менеджмент.......................................................................... 11

4. Российский менеджмент............................................................................ 13

Заключение..................................................................................................... 16

Список использованной литературы............................................................. 18


Введение

Любая отрасль деятельности человека имеет свою историю. «Без прошлого нет будущего», а без ясного представления истории какой-либо отрасли человеческой деятельности нельзя ни понять её сегодняшнее состояние, ни предсказать пути её развития. Общее размышление об истории имеет актуальный характер и в понимании, в частности, истории управления, в том числе и одного из современных её типов – истории менеджмента.

В последние десятилетия слово management (дословно с англ. - управление) приобрело интернациональный характер, подразумевая управление экономическими процессами. В России, а тем более в Советском Союзе, когда «…каждая кухарка могла управлять государством…» это слово не использовалось. Наверное, отчасти этим и объясняется тот факт, что в разговорах об истории менеджмента российский опыт управления игнорируется, а на передний план выходит история управления западных государств, Соединенных Штатов и Японии.

Сейчас ведущими экономистами и политиками активно дискутируются возможности развития экономики России по принципу одной из западных «моделей» – в теледебатах и на газетных полосах оппоненты «до хрипа» доказывают свою точку зрения, активно перемежая свою речь английскими терминами и ссылками на западные статистические данные. С приближением парламентских и президентских выборов эта «гонка экономических программ» только усилится. Однако без учетов нашего национального менталитета, исторически сложившихся отличий в теории и практике управления, ни одну из мировых схем развития экономики и выхода из кризиса нельзя приложить к российским условиям.

В своем реферате я попытаюсь провести некоторые сравнения общепризнанных мировых управленческих взглядов и взглядов на управление в России. Это и станет целью данной работы.

Задачи реферата исходят из цели и являются следующими:

1. Рассмотреть американскую модель менеджмента как основополагающую модель управления;

2. Рассмотреть японскую модель менеджмента в свете национальных особенностей Японии;

3. Рассмотреть европейскую модель менеджмента. Выявить отличия;

4. Рассмотреть российские принципы управления. Привести сравнительную характеристику.


1. Американский менеджмент

Говоря об американском менеджменте, нельзя, хотя бы вскользь не коснуться и истории менеджмента как науки вообще.

Менеджмент появился в США в конце прошлого века, и с тех пор эта страна по праву считается родиной менеджмента. Первый научный курс управления появился 1881 году. Он был разработан Джозефом Вартоном и вначале не нашел широкого практического применения. Лишь спустя тридцать пять лет начал использоваться как учебная дисциплина. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в своем докладе на собрании американского общества инженеров-механиков впервые поставил вопрос о необходимости менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности. В 1910 г. Луис Брандейс ввел в обиход понятие «научное управление», а в 1911 году в свет вышла работа Ф.У.Тейлора «Принципы научного управления».

Что же является наиболее характерным признаком американского менеджмента в сегодняшнее время? Прежде всего интернационализация менеджмента, обусловленное самой историей образования Соединенных Штатов, объединение теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания.

Современный деловой мир США сейчас вступает уже в третью фазу формирования менеджмента, базирующуюся на системе информационного обеспечения и переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знаний. В настоящее время одна из самых существенных проблем в американских корпорациях это определение оптимального соотношения факторов централизации и децентрализации. Очевидно, что жестко централизованная структура с четкими разграничениями между отделами и их функциями предоставляет менеджеру возможность взять на себя дополнительную ответственность. Децентрализованная организационная структура управления способствует созданию среды, в которой каждый её член принимает на себя ответственность, имеет возможность реализации своего потенциала, внедряя в производство свои идеи и замыслы, что в итоге способствует процветанию фирмы.

Несколько десятилетий назад такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда в США. В настоящее время именно существующие организационные формы корпораций составляют трудности этой страны. На примере небольших и простых в организационном плане промышленных компаний наглядно видны использование управляющими потенциала фирмы, всех видов ресурсов, высокая степень принятия качественных и своевременных решений и т.д., что приводит к процветанию и росту предприятия. По мере экстенсивного развития фирмы эти преимущества исчезают. С появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата. Эксперты в сфере бизнеса считают, что развитие централизованной власти снижает конкурентные преимущества больших компаний.

Исследую опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу. «Менеджмент и капитал – вот две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки.

В целом, подводя итог краткому анализу американского менеджмента, следует отметить, что он отличается упором на личность менеджера, как одну из составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления производством и персоналом.

2. Японский менеджмент

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы».

По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

4. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.

5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения, японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

6. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.

В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

Одной из отличительных особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и другие. Но существует и большая разница между американским и японским управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих служащих компаниям. Отожествление служащих с корпорацией создает крепкую мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности интересам фирмы.

Существуют также особенности японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:

· управление качеством на уровне фирмы - участие всех звеньев в управлении качеством.

· подготовка кадров и обучение методам управления качеством.

· деятельность кружков качества.

· инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.)

· использование статистических методов.

· общенациональные программы по контролю качества.

Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и сохранить любовь и преданность своего персонала.

В целом японская система управления опирается на коллективное решение проблем и ставит приматом над индивидуумом корпоративные ценности, отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.

3. Европейский менеджмент

А что же является наиболее характерным признаком европейского менеджмента в сегодняшнее время? Вследствие интернационализации менеджмента были объединены теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания. Потому то и в подавляющем числе Европейских стран системы управления во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.

Дальнейшее развитие наук в целом значительно влияло и на менеджмент. Так развитие кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризация управления способствовали активному внедрению в управление системного подхода, не концентрирующегося на одной грани интересующей проблемы. Эволюция менеджмента приводят к окончательному решению спора между различными школами управления. К 70-м годам нашего века широкую популярность завоёвывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления. В 80-е годы к основным направлениям: ратующем за изменение и совершенствование техники и технологии производства и уверенном в примате четкой организации деятельности индивида и всего коллектива прибавляется направление «организационной культуры», придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия.

Такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда не только в США, но и в европейских странах.

В настоящее время в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.

Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.

Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым технологическим веяниям и модным тенденциям, в том числе и в управлении.

В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.

4. Российский менеджмент

Рассматривая российские традиции управления, следует отметить, что в результате отсутствия частной собственности в советский период российской истории (1917-1991 г.г.), когда наука управления получила основной всплеск развития по всему миру, мы будем рассматривать только традиции государственного управления в России.

Основные традиции русского менеджмента с Петровских времен и до наших дней, на мой взгляд остались неизменными. Прежде всего, стоит отметить большую роль государства в экономическом развитии страны. Это обуславливается тем, что ещё со времен создания Петром Первым государственных мануфактур весьма значительная часть крупного производства принадлежала государству. Вследствие этого возникала жесткая иерархическая система управления, неразрывно связанная с государством; протекционистская политика многих правителей России снижала конкуренцию на внутреннем рынке, что тоже не способствовало развитию новых идей в управлении.

Октябрьская Революция 1917 года только обострила все эти условия развития национальной школы управления. Экономический кризис и разруха, царившие в молодой Советской республике, требовали от руководства страны, в которой не осталось больше частной собственности, по военному четких мер по реорганизации всех видов производства. Вкупе с однопартийной системой все это сделало систему государственного и промышленного управления жесткой и строго иерархичной. Экстренные темпы развития промышленности требовали экстренных дисциплинарных мер, что привело к жесточайшей индивидуальной ответственности руководителей за возглавляемое дело. По военному четкое распределение обязанностей; узкая специализация государственных органов управления промышленностью.

Новая экономическая политика государства несколько «ослабила гайки», но крупная собственность так и осталась в руках государства, этот период «послабления» был короток и мало что изменил в традициях управления. Последующие периоды индустриализации и Великой отечественной войны и ликвидации военной разрухи вернули все в прежнее, весьма жесткое, русло.

Естественно, что всякое действие вызывает противодействие, поэтому некоторое «ослабление гаек» в период правления Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, сопровождавшееся не меньшим спросом с партийных и хозяйственных руководителей всех уровней, приводит отрыву высших слоев управления от действительности. Нереальные планы производства, спускаемые сверху вызывают волну приписок и искажения результатов хозяйственной деятельности. Неимоверно разросшийся управленческий аппарат в этих условиях полностью теряет смысл, занимаясь созданием ненужных бумаг и обработкой отчетов, основанных на недостоверных и сознательно искаженных данных. Все это в условиях полного зажима гласности и демократии приводит страну в глубочайшему экономическому кризису.

Распад Советского Союза ставит проблемы борьбы с кризисом перед правительством России. Основным девизом первого этапа возрождения экономики становится такое знакомое: «… весь мир … мы разрушим…».

Для развития экономики применяется способ, весьма похожий на предыдущий исторический опыт: жесткий контроль государства за экономикой, протекционизм правительства по отношению к отечественной промышленности, ориентация в руководстве на Лидера – сильную личность и т.п.

В целом складывается такой облик русского менеджмента:

· Индивидуальная ответственность и направленность руководства и четкое распределение обязанностей;

· Примат корпоративных (в советские времена – государственных) интересов над личностью;

· Жесткая структура управления, медленная обратная связь.


Заключение

Рассмотрев особенности национальных типов управления, для большей наглядности я хотел бы собрать основные тезисы национального менеджмента в таблицу:


Таким образом, из этой таблицы хорошо видно, как тесно переплелись качества американского и японского менеджмента в российских и европейских управленческих традициях. И хотя следует признать, что такие основные черты российского менеджмента являются пережитками Советского строя, что в новых коммерческих структурах применяются совсем иные принципы управления, привнесенные в основном из Америки и Западной Европы, основная масса промышленного потенциала все ещё не включилась в перестройку моделей управления производством.

Все вышеизложенное ещё раз доказывает сложность и неоднозначность применения «готовых» экономических решений для «лечения» экономики ношей страны.


Список использованной литературы

1. Аширов Д.А., Егоров А.С., «Управление карьерой в организации», М, 2003.

2. Байгот С. А., Ефимчик Е. Е. Основы менеджмента, – 2 изд. – Мн.: ООО «Информпресс», 2000.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие. – М.: Гном-пресс, 1999.

4. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы, - М.: Инфра-М,1996.

5. Волкова К.А. Государственное предприятие: структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. Справ. пособие – М.: Экономика, 1990.

6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер – М, 2000.

7. Десслер Г. Управление персоналом, М.: БИНОМ, 1997

8. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках - М. : Интерэксперт, ИНФРА – М, 1995. Перевод с английского – М., 1991.

9. «История менеджмента» под редакцией Д.В. Валового, Москва, ИНФРА-М, 1997.

10. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебник. – Мн.: БГЭУ, 1996.

11. Кутыркин И.А., Технология написания курсовой работы, ИНФРА-М, 2003.

12. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.:Дело, 1997.

13. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов /Б.В.Прыкин, П.В. Прыкина - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

14. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. Научн. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1997.

15. Пшенников В.В., «Японский менеджмент. 27 уроков для нас», Москва, «Япония сегодня», 1997.

16. Резник С. Д., Игошина И.А., Резник В.С. Менеджмент организации – М, 1999.

17. Тимошина Т.М. «Экономическая история России», Москва, «Филинъ», 1998

18. Травин В.В. Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия М.: Дело, 2000.

19. Управленческая карьера в России. Проблемы теории и практики управления. №6, 1996.

20. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента. Учебно-практическое пособие. АО Бизнес-школа «Интел-синтез». М.: 1996.