Корабль разведки урал. Самый большой атомный корабль ссср

После прибытия на место базирования (залив Стрелок, поселок Тихоокеанский, Тихоокеанский флот) экипаж начал подготовку к боевому походу в район испытательного ракетного полигона ПРО США на атолле Кваджелейн. Однако этот поход так и не состоялся. Долгое время экипаж, даже с помощью специалистов Балтийского завода, не мог устранить неисправность в системе охлаждения корабельной ядерной установки. Выпускники военных сухопутных училищ и академий — специалисты по эксплуатации уникальных комплексов системы «Коралл», МВК «Эльбрус» и функционального программного обеспечения — не желали больше служить на флоте и стали списываться на берег.


Проблему эксплуатации бортовой ядерной установки и основных комплексов системы «Коралл» Военно-морской флот не мог решить в течение нескольких лет. После распада СССР аппаратура была законсервирована, а технологические помещения заварены. Такой оказалась судьба большого атомного разведывательного корабля «Урал» с системой специальных технических средств разведки «Коралл».


Давайте узнаем подробнее историю этого корабля …

В годы холодной войны перед СССР стояла острая необходимость контролировать потенциальные запуски баллистических ракет из любой точки земного шара. Решить эту задачу наземными средствами не представлялось возможным, СССР попросту не имел военных баз во многих уголках мира. В свою очередь корабли Морского Космического Флота (”Космонавт Юрий Гагарин” и другие, см. статьи «История Морского космического флота” и «Последний рейс «Юрия Гагарина”») не имели активных радиолокаторов и предназначались для работы по «ответчикам” отечественных космических аппаратов.


Таким образом было принято решение о создании специального боевого корабля, который позволял бы контролировать любой субкосмический объект на любом отрезке его траектории.


В 1977 году ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление о создании корабля проекта 1941 (при закладке получившего название «Урал”) с системой специальных технических средств разведки «Коралл”. Подготовку и согласование проекта постановления с многочисленными министерствами и ведомствами обеспечила группа сотрудников 10-го ГУ Минрадиопрома и Ленинградского филиала ГПТП под руководством В.Курышева, занимавшего в то время должность заместителя начальника главка.


Проектантом корабля стало Ленинградское ЦКБ «Айсберг” Минсудпрома, заводом-строителем - Балтийский завод имени С.Орджоникидзе. Головным разработчиком системы «Коралл” было назначено ЦНПО «Вымпел” Минрадиопрома. К созданию системы «Коралл” было привлечено более 200 НИИ, КБ, заводов-изготовителей и монтажно-настроечных организаций. Головной организацией по проведению монтажно-настроечных работ на комплексах и системе «Коралл” в целом, проведению заводских испытаний, обеспечению государственных испытаний и по сдаче системы Военно-морскому флоту было назначено Производственное объединение «Гранит”.


Заложили «Урал» в июне 1981 года, спустили на воду в 1983 году, а 6 января 1989 года на корабле был поднят Военно-морской флаг. Корабль получил бортовой номер ССВ-33.

Если и бывают корабли, которым на роду написано стать плавучим несчастьем собственного флота, то «Урал» — в первых рядах. Любители мистики могут углядеть зловещий знак в самом номере проекта этого плавучего острова с ядерным двигателем - 1941. Это ж додуматься надо было из множества цифровых комбинаций для «Урала» выбрать именно такую. В нашей стране никому не стоит объяснять, с какими трагедиями она связана в общественном сознании. Словом, мистика виновата, или не в ней дело, но проект 1941, на который в 80-е годы угрохали миллиарды полновесных советских рублей, кончился крахом.


Чтобы понять, для чего понадобился злополучный «Урал», придется заглянуть в южную часть Тихого океана. Там, вблизи девяти десятков мелких островов атолла Кваджалейн, находится сверхсекретный полигон Соединенных Штатов. Межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмен» и МХ, стартующие в испытательных целях из штата Калифорния, летят именно сюда. А с 1983 года Квавджалейн стал одним из американских научно-исследовательских центров осуществления Стратегической оборонной инициативы, задуманной президентом Рональдом Рейганом с целью обезоружить СССР. Отсюда в рамках подготовки к «звездным войнам» стали запускать ракеты-перехватчики, призванные поражать советские ядерные боеголовки. Телеметрическая информация этих испытаний могла бы многое рассказать Москве о кознях Рейгана. Однако как ее добыть?


Гражданские суда «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров», оснащенные специальными контрольно-измерительными комплексами для наблюдением за космическими объектами, для разведки происходящего на Кваджалейне не годились. Главное — они не имели активных радиолокаторов и предназначались лишь для приема сигналов с отечественных спутников. Значит, необходимо было строить специальный атомный боевой корабль, который был бы способен собирать весь объём доступной информации о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе Мирового океана. Так возник проект 1941 «Титан». Проектантом корабля стало Ленинградское ЦКБ «Айсберг» Минсудпрома, заводом-строителем — Балтийский завод имени С.Орджоникидзе.


Для сбора огромного количества разведданных о пусках баллистических американских ракет необходима была электроника с невиданными по тем временам возможностями. Над ее созданием для «Урала» трудились сразу 18 советских министерств со своими КБ и НИИ. Оснащением уникального корабля спецаппаратурой занималось специально созданное для этой цели Ленинградское производственно-техническое предприятие.

То, что получилось в итоге, назвали корабельной системой наблюдения «Коралл». Ее основу составляли семь мощнейших радиоэлектронных комплексов. Для обработки получаемой информации на «Урале» смонтировали уникальный, для своего времени, вычислительный комплекс, состоящий из нескольких ЭВМ «ЕС-1046» и «Эльбрус». С их помощью можно было расшифровывать характеристики любого космического объекта на удалении до 1500 километров. Специалисты утверждают, что экипаж «Урала» способен был по составу выхлопных газов двигателей баллистических ракет определять даже секреты их топлива.


В случае войны в отдаленных районах океана уникальный корабль должен был суметь постоять за себя. Для этого он получил артиллерию, которая приблизительно соответствовала вооружению эсминца: по одной 76-мм артиллерийской установке на носу и в корме, четыре счетверенных пусковых установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла», четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630 и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя. В авиационном ангаре на корме размещался вертолет Ка-32. Ядерная силовая установка позволяла неограниченно долго идти со скоростью в 20 с лишним узлов.

Управлять чудо-кораблем должен был экипаж в составе приблизительно 1000 человек, из которых не менее 400 - офицеры и мичманы. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6 специальных служб.


Для отдыха моряков в длительном плавании на «Урале» предусмотрели курительный салон, бильярдную, спортивный и кинозалы, салон природы, игровые автоматы, две сауны и бассейн.


Понятно, что для размещения всего этого технического великолепия необходим был корабельный корпус огромных размеров. Его и сделали таковым, взяв за основу конструкцию атомного ракетного крейсера проекта 1144 типа «Киров». В результате длина «Урала» оказалась примерно в два футбольных поля, а высота от киля до клотика - с 28-этажный дом.


О надеждах, которые Министерство обороны СССР возлагало на новейший разведывательный корабль, говорит поистине уникальный факт: абсолютно гражданскому главному конструктору «Урала» Архарову по окончанию работ было сразу присвоено воинское звание «контр-адмирал». Ну, и звание Героя Социалистического Труда - это само собой.



Антенна РЛС «Атолл» без защитного корпуса

На Балтийском заводе «Урал» заложили летом 1981 года. На воду его спустили в 1983-м. В 1989 году корабль вошел в боевой состав ВМФ СССР. И сразу же под командованием капитана 1 ранга Ильи Кешкова отправился в двухмесячный переход к месту постоянного базирования на Тихом океане. В походе корабль-разведчик скрытно сопровождала наша многоцелевая атомная подводная лодка. А еще - множество самолетов и кораблей стран НАТО, которые терялись в догадках: зачем русским этот океанский гигант с космическим антеннами?


На первых порах все складывалось великолепно. Экипаж по дороге в тихоокеанскую базу опробовал возможности своей разведывательной аппаратуры. Без труда за тысячу верст был обнаружен старт американского космического челнока «Колумбия». Потом — вывод на орбиту с территории Соединенных Штатов двух спутников оптикоэлектронной и радиотехнической разведки, запущенных по программе «звездных войн». О таких мелочах, как попутная фиксация параметров радиолокационных станций расположенных по пути иностранных военных баз, а также сопровождавших «Урал» натовских кораблей и самолетов, не стоит и упоминать.

Однако это не была бы советская военная техника, если бы с ней все проходило гладко. Особенно с неосвоенными образцами, опыта эксплуатации которых ни у кого не было. Сотни представителей промышленности, вместе с экипажем вышедшие в океанский поход, денно и нощно пытались отладить то и дело выходившую из строя аппаратуру. Давала сбои система охлаждения ядерного реактора, некорректно работали компьютерный комплекс, некоторые комплексы сбора информации. Возник крен в пять градусов на левый борт, который так и не удалось ликвидировать.


Все оказалось еще хуже, когда «Урал» прибыл в свою базу в ПГТ Тихоокеанский, прозванный моряками Техасом. Никто и предположить не мог, что первый поход чудовищно дорогостоящего уникального корабля окажется и последним. Причальной стенки для него не приготовили. Как не приготовили до этого ничего подобного для тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск». Поэтому ни топлива, ни пара, ни воды, ни электричества с берега на корабли подать было невозможно. Их дизель-генераторы и котлы молотили безостановочно, выбивая драгоценный моторесурс, расходовать который полагалось лишь в походах. Неудивительно, что те крейсера, по сути, «съели» сами себя и были списаны в утиль задолго до положенных сроков.

Теперь та же участь ждала и «Урал». Он тоже большую часть времени стоял на швартовых бочках в заливе Стрелок. А летом 1990 года на атомном корабле-разведчике случился пожар, который вывел из строя кормовое машинное отделение. Выгорели электрические кабели, идущие от кормового котла. Больше года энергообеспеченность корабля обеспечивала только носовая машина, но вскоре сгорела и она. После этого всю энергию кораблю давали лишь аварийные дизель-генераторы. Денег на ремонт не было. Командир корабля капитан 1 ранга Кешков в отчаянии написал даже официальное письмо тогдашнему президенту России Борису Ельцину. Как и следовало ожидать, ни денег на ремонт, ни ответа командир не дождался.

В итоге всех злоключений в 1992 году ядерные реакторы «Урала» заглушили, а его самого поставили к отдаленному пирсу, превратив в невиданных размеров офицерское общежитие. За это тихоокеанцы язвительно прозвали ССВ-33 «Урал» каютоносцем. А аббревиатуру ССВ стали расшифровывать так: специальный спальный вагон.


В различных источниках встречается информация, что «Урал” всё же нёс боевое дежурство, несмотря на поломки корабль успешно контролировал северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии.

В 2001 году сходивший всего лишь в один боевой поход корабль окончательно списали и поставили на прикол к отдалённому пирсу. Рядом с ним тоже на приколе находился собрат по несчастью — ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе», один из четырёх атомных ракетных ударных крейсеров проекта 1144 «Орлан”; единственный оставшийся в строю крейсер проекта 1144 «Пётр Великий” сейчас является флагманом Северного флота ВМФ РФ).

В апреле 2008 года был проведён тендер на утилизацию корабля и его ядерной энергоустановки.


Утилизация корабля проводится (2010) на ДВЗ «Звезда».

Тактико-технические данные корабля


ССВ-33 «Урал»

Судно связи и управления


гл.конструктор М.А.Архаров


Балтийский з-д, 1988 г.

Водоизмещение: стандартное 32780 тонн, полное 34640 тонн (по другим данным 32 780 т/ 36 500 т);


Длина: 265 метров;


Ширина: 30 м;


Осадка: 7.8 м (7,5 м);


Бронирование: отсутствует;


Силовая установка: ядерная энергетическая установка типа ОК-900, 2 х 171 МВт, 2 котла ВДРК-500, 2 турбозубчатых агрегата ГТЗА-688;


Скорость: 21.6 узлов;


Дальность плавания: неограничена;


Автономность: 180 суток;


Вооружение: по одной 76-мм артиллерийской установке на носу и в корме, четыре шестиствольные 30-мм артустановки «Ока» и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя;


Зенитное вооружение: ПЗРК «Игла» (16 ракет 9М-313);


Авиация: 1 вертолет Ка-32;


Экипаж: 233 офицера, 690 старшин и матросов (по другим данным - 890 человек экипажа всего, из них не менее 400 офицеров и мичманов);


В составе ВМФ с 06.01.89 по 2001 г.

(38-я бр. разведывательных кораблей — ОСНАЗ ТОФ)


Выполнил 1 поход -

из Ленинграда в Фокино, б.Абрек

Основой радиоэлектронного оснащения корабля является разведывательный комплекс «Коралл», в том числе включающий в себя две ЭВМ типа «Эльбрус» и несколько ЭВМ «ЕС-1046».


«Эльбрус» — серия советских суперкомпьютеров, разработанных в Институте точной механики и вычислительной техники (ИТМиВТ) в 1970—1990-х годах, а также процессоры и системы на их основе.


Основным отличием системы Эльбрус является ориентация на языки высокого уровня 1980-х годов. Языки класса Ассемблер в системе отсутствуют. Базовый язык — Автокод Эльбрус Эль-76 (автор В. М. Пентковский), на котором написано общесистемное программное обеспечение (ОСПО), является языком класса Алгол. Он напоминает язык Алгол-68, основное различие состоит в динамическом связывании типов, которое поддержано на аппаратном уровне. При компиляции программа на Эль-76 переводилась в безоперандные команды стековой архитектуры.


Главное отличие архитектуры Эльбрус от большинства существующих систем — это использование тегов. В системе Эльбрус каждое слово памяти имеет кроме информационной части, содержащей элемент данных, ещё и управляющую часть — тег элемента, на основании которого аппаратура процессора динамически выполняет выбор нужного варианта операции и контроль типов операндов.


В аппаратуре и ОС реализован гибкий механизм управления виртуальной памятью (называющейся в документации «математической»). Программисту предоставляется возможность описывать массивы до 2 в 20 степени элементов.

Интересные факты из жизни корабля


* Главный конструктор «Урала», Архаров М. А., получил за этот уникальный проект медаль и звание Героя Социалистического труда. Кроме того, будучи гражданским лицом он получил воинское звание «контр-адмирал».


* Корабль имеет построечный (постоянный) крен — 2 градуса на левый борт, что обусловливалось более развитой надстройкой именно на левом борту. Во время перехода корабля к месту дислокации и его нахождения в заливе Стрелок до пожара в 1990 г. этот крен компенсировался корабельными системами - работающие датчики килевой и боковой качки, а также прогиба корпуса показывали нормальное состояние.


* Благодаря своей уникальной конструкции «Урал» является единственным трёхмачтовым боевым кораблём в мире (если не считать входящие в состав многих ВМС учебные парусные корабли).


* В комплекс разведывательной аппаратуры корабля входил «фотоаппарат» с диаметром объектива около 1.5 метра.


* В 1988 году «Урал» посещал Генеральный секретарь ЦК КПСС, в дальнейшем первый и последний Президент СССР Михаил Горбачёв. Для него специально срезали часть надстройки и поставили трап, чтоб удобно было подняться на третий ярус. Но всё это оказалось напрасным: на корабль генсек так и не поднялся.


* В 1990 году во время пожара главного артиллерийского боезапаса Тихоокеанского флота корабль находился в 1,5-2 км от места возгорания. Несмотря на огромное количество разлетавшихся в разные стороны снарядов и ракет, благодаря умелому руководству командира капитана 1 ранга Кешкова и самоотверженным действиям всего экипажа, ни один снаряд, ракета или осколок не попали в корабль. Экипаж практически под шквальным огнём, ночью, при поддержке всего одного буксира вывел его в безопасное место.


* Первый командир «Урала”, капитан 1 ранга Илья Кешков обращался за помощью к президенту России Борису Ельцину. Ответа не получил.

Впечатления журналиста от «Урала”


В 2006 году на «Урале” побывал корреспондент газеты «Труд”. Ему удалось застать последние годы корабля.


В заливе Стрелок на юге Приморья, полтора десятка лет безо всякой пользы гниет у причала атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал”. Язвительно прозванный тихоокеанцами каютоносцем. А еще ССВ расшифровывают как «специальный спальный вагон”. Как еще назвать эту головную боль нынешних адмиралов? С 1992 года, после единственного боевого похода, использовался гигантский корабль-разведчик как офицерское общежитие. На нем хоть как-то можно было жить.


А какие были надежды… Почти тысяча человек экипажа. Способность месяцами стоять у побережья США и «накрывать” средствами электронной разведки всю их территорию. Фиксировать все - от траекторий баллистических ракет до переговоров по мобильным телефонам. Здесь все уникально. Разведывательная аппаратура и вычислительный центр - по последнему слову техники. Для отдыха - курительный салон, бильярдная, спортивный и кинозалы, салон природы, игровые автоматы, две сауны и бассейн. Недаром абсолютно гражданскому главному конструктору «Урала” Архарову после ввода его детища в строй присвоили звания Героя Социалистического Труда и контр-адмирала.


Картина, которая открылась нам сегодня на борту «Урала”, ужасает. Быть может, проклятие корабля заключается в роковом для страны числе 1941? Именно так, к несчастью, кому-то пришло в голову назвать этот уникальный проект.


Странно, но через КПП к кораблю с ядерной установкой пропустили беспрепятственно. Мрачно глядели темные глазницы окон бывшего учебного отряда связистов, а также плавательного бассейна, в котором некогда моряки проходили легководолазную подготовку. Запустение и тлен. А посреди - намертво ошвартованный к причалу «Урал”. Даже просто подняться на его борт теперь опасно. Многие трапы уже без поручней. Вдоль бортов срезаны леера. На дверях нет ручек. Медные заглушки и краны давно свинчены и отправлены на металлолом. Экипаж «съежился” до 15 человек и помещается в одном кубрике. Ядерные реакторы заглушены, присматривает за ними один офицер. Во многих помещениях - вода. Крен на правый борт - 7 градусов. Два года назад, когда было на пару градусов меньше, «Урал” ставили в док и пытались выровнять. Не вышло. Плюнули и оставили догнивать.



Конечно же не могу вам не напомнить о трагической судьбе корабля «Космонавт Юрий Гагарин» и о космическом

(1991-2001)

Класс и тип судна Большой разведывательный корабль Порт приписки Тихоокеанск Изготовитель Балтийский завод имени С. Орджоникидзе , Ленинград Спущен на воду Май 1983 года Введен в эксплуатацию 7 января 1989 года Выведен из состава флота 2001 год Статус Утилизация Основные характеристики Водоизмещение 32 780 т/ 36 500 т Длина 265 м Ширина 30 м Высота 70 м Осадка 7,5 м Бронирование Нет Двигатели ЯЭУ типа ОК-900, 2 × 171 МВт,
2 котла ВДРК-500,
2 турбозубчатых агрегата ГТЗА-688 Мощность 66 500 л. с. Движитель 2 Скорость хода 21,6 узла (40 км/ч) Автономность плавания 180 суток Экипаж 950 человек Вооружение Артиллерия 2 × 76-мм АУ АК-176
4 × 12-мм спаренных пулемётных установки «Утёс-М » Зенитная артиллерия 4 × 30-мм АК-630 Ракетное вооружение ПЗРК «Игла »
(16 ракет 9М-313) Авиационная группа Вертолёт Ка-32

Большой разведывательный корабль «Урал» (БРЗК ССВ-33 «Урал») - военный корабль , самый большой в мире корабль-разведчик, единственный корабль проекта 1941 «Титан» (по классификации НАТО - Kapusta ), самый большой в СССР и России надводный корабль с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ).

История создания

Советский Союз не мог в достаточном объёме отслеживать испытания американских ракет на конечной траектории: военных баз в регионе у СССР не было. Корабли ПИК МО СССР и гражданские суда, нёсшие на себе специальные контрольно-измерительные комплексы (например, «Академик Сергей Королёв », «Космонавт Юрий Гагарин » или «Космонавт Владимир Комаров »), не имели активных радиолокаторов и предназначались для работы по ответчикам отечественных космических объектов.

Таким образом, возникла необходимость в специальном боевом корабле, который был бы способен собирать весь объём доступной информации о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе земного шара.

Большой разведовательный корабль «Урал» получил бортовой номер ССВ-33 . Аббревиатура ССВ служила легендой прикрытия и расшифровывается, как «Судно Связи» - так в Советском ВМФ открыто классифицировали разведывательные корабли.

Устройство корабля

Есть версия, что за основу корабля проекта 1941 («Титан») был взят корпус рудовоза. Вероятно, истоки этого мнения проистекают из того факта, что, как правило, суда телеметрического контроля (например, «Космонавт Юрий Гагарин») действительно строились по такому принципу.

Также, по мнению большинства источников, «Урал» своей энергетической установкой идентичен ТАКР проекта 1144 «Орлан» (из чего часто делается ошибочный вывод о принадлежности «Урала» проекту 1144).

Кроме ядерной силовой установки, энергию кораблю давали два котла КВГ-2, работающих на мазуте - в носовом и кормовом машинных отделениях. Резервная энергетическая установка предназначалась для использования в портах, так как реакторы полагалось глушить до входа в территориальные воды страны с целью исключения возможных неприятностей.

Будучи боевым кораблём, «Урал» нёс вооружение - по одной 76-мм артиллерийской установке АК-176 М в носу и в корме, четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630 и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя. На корабле были установлены и средства ППДО - 4 установки комплекса «Дождь» для стрельбы специальными глубинными бомбами против подводных диверсантов. Кроме того, корабль имел ангар, в котором размещался вертолёт Ка-27 .

В этом походе «Урал» сопровождала атомная подводная лодка . По пути «Урал» посетил и некоторое время стоял в Камрани .

На Тихом океане «Урал» базировался в городе Тихоокеанск (он же Фокино , среди моряков известный как «Тихас» и имеющий почтовый адрес «Шкотово-17» ).

Для «Урала» , как и для других больших кораблей ТОФ : ТАКР «Минск» и ТАКР «Новороссийск» , не было причальной стенки достаточного размера, и поэтому большую часть времени «Урал» находился на «бочке» в заливе Стрело́к .

БРЗК ССВ-33 «Урал» стал флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей (ОСНАЗ) ТОФ . Кроме него, в бригаду также входили ССВ-80 «Прибалтка», ССВ-208 «Курилы», ССВ-391 «Камчатка», ССВ-464 «Забайкалье», ССВ-465 «Приморье», ССВ-468 «Гавриил Сарычев», ССВ-493 «Азия», ССВ-535 «Карелия».

Из-за многочисленных поломок и аварий «Урал» так и не попал туда, для чего и строился - к атоллу Кваджалейн , к месту ракетного полигона Вооружённых сил США , но и с места своего постоянного базирования «Урал» успешно контролировал северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС , ВВС и ПЛО США и Японии .

Аварийность

Ещё на стадии испытаний выявились проблемы в эксплуатации корабля: сбоила система охлаждения ядерного реактора, некорректно работали компьютерный комплекс, некоторые комплексы сбора информации. Это были новейшие разработки, опыт использования которых ещё не был накоплен.

В то же время, на стадии строительства, на Балтийском заводе , на корабле не произошло ни одного аварийного случая по вине экипажа. Единственный случай небольшого возгорания на ГКП, быстро ликвидированного силами экипажа, произошёл по вине заводской сварщицы, производившей сварочные работы без надлежащего обеспечения. Первый экипаж прошёл серьёзную и длительную подготовку к эксплуатации такого сложного корабля.

Проблемы начались после того, как в соответствии с решением Верховного Совета СССР по освобождению от воинской службы бывших студентов, практически все высокоподготовленные младшие флотские специалисты срочной службы были уволены в запас.

Это отразилось на общей подготовленности и компетентности экипажа корабля.

Инциденты с гибелью людей

В несчастных случаях гибли члены экипажа корабля:

  • В г. новый экипаж размещался в ВГ-67 (военный городок, Ленинград, Кожевенная линия). При попытке самовольного оставления части через окно второго этажа по простыням сорвался и погиб матрос Ладыгин.
  • В г. от сердечной недостаточности в трюме погиб рабочий Балтийского завода.
  • B г., когда корабль находился у стенки Балтийского завода, скончался матрос срочной службы от употребления метилового спирта .
  • Зимой 1990 года из-за обострения болезни в госпитале Владивостока скончался матрос с «Урала» .
  • В январе 1991 года при попытке дезертировать (из-за неуставных взаимоотношений) и добраться до берега вплавь на спасательном плотике замёрз и погиб матрос.
  • В 1991 году матрос спас задыхающихся в цистерне авиатоплива двух офицеров, мичмана, матроса, пожертвовав своим собственным изолирующим противогазом. Проводивший реанимационные действия корабельный хирург старший лейтенант медицинской службы М.Габриелян вернул к жизни отравившихся парами авиатоплива военнослужащих, кроме матроса Баскова, спасшего своих сослуживцев и ещё двух пострадавших: матроса Давлетшина и старшину 1 статьи Зубакина, скончавшихся в результате полученной сильнейшей интоксикации. Запись похорон матроса Баскова передавали по корабельной сети.
  • В конце декабря 1991 года в несчастном случае на берегу погиб старший помощник командира корабля.
  • В феврале 1994 года покончил жизнь самоубийством (повесился) недавно призванный матрос срочной службы.
  • Уже при постановке корабля в завод на прикол на нём в результате несчастного случая погиб рабочий завода, находящийся в состоянии алкогольного опьянения.

Утилизация

ССВ-33 «Урал» незадолго до консервации.

Командиры корабля

  • Капитан 1-го ранга Кешков (1983-1991)
  • Капитан 2-го ранга Яриш (1991-1992)
  • Капитан 1-го ранга Туган-Барановский (1992-1995)
  • Капитан 1-го ранга Максимчук (1995-1997?)
  • Капитан 1-го ранга Стуканев (1997-2000)
  • Капитан 1-го ранга Гранин (2000-2002)
  • Капитан 1-го ранга Бакунец был командиром до августа 2011 (пока у него печать не отобрали) (2002-2011)
  • Главному конструктору «Урала», Архарову М. А. , за этот уникальный проект было присвоено звание Героя Социалистического труда . Кроме того, будучи гражданским лицом он получил воинское звание «контр-адмирал ».
  • Корабль имеет построечный (постоянный) крен - 2 градуса на левый борт, что обусловливалось более развитой надстройкой именно на левом борту. Во время перехода корабля к месту дислокации и его нахождения в заливе Стрелок до пожара в 1990 г. этот крен компенсировался корабельными системами - работающие датчики килевой и боковой качки, а также прогиба корпуса показывали нормальное состояние.
  • В комплекс разведывательной аппаратуры корабля входил «фотоаппарат » с диаметром объектива около 1.5 метра.
  • «Урал» - один из редких кораблей, избавленный от засилия крыс. На грызунов губительно действовала работа аппаратуры разведывательного комплекса корабля.
  • В 1988 году «Урал» планировал посетить Генеральный секретарь ЦК КПСС , в дальнейшем первый и последний Президент СССР Михаил Горбачёв . Для него специально выкрасили корабль со стороны пирса, срезали часть надстройки и поставили трап, чтоб удобно было подняться на третий ярус. Но всё это оказалось напрасным: на корабль генсек так и не поднялся.
  • Во время стоянки в Камрани патруль ПДС (противодиверсионной службы) на «Урале» применил оружие (специальную гранату) против неизвестной цели в воде вблизи борта корабля. Это оказалась большая черепаха.
  • В 1990 году во время пожара главного артиллерийского боезапаса Тихоокеанского флота корабль находился в 1,5-2 км от места возгорания. Несмотря на огромное количество разлетавшихся в разные стороны снарядов и ракет, благодаря умелому руководству командира капитана 1 ранга Кешкова и самоотверженным действиям всего экипажа, ни один снаряд, ракета или осколок не попали в корабль. Экипаж практически под шквальным огнём, ночью, при поддержке всего одного буксира вывел его в безопасное место.
  • В 1991 году во время погрузки боезапаса пропал ящик 76-мм снарядов . Командир корабля Кешков обратился к экипажу с просьбой вернуть снаряды при соблюдении инкогнито . В течение дня все снаряды были возвращены, а Кешков за каждый принесённый к его каюте снаряд лично благодарил экипаж по «громкой связи».
  • Осенью 1991 года во время мощного шторма корабль сорвало с «бочки» и вынесло в открытое море. Буксиры выйти в море не могли, нормативное время запуска корабельных машин - от часа до полутора часов. Обездвиженный и беспомощный корабль продрейфовал в сотне метров от каменистого берега о. Путятин . На следующий день экипаж корабля стал получать походный паёк (например, добавилась копчёная колбаса и сгущёнка на завтрак), так как формально корабль стал находиться за пределами рейда, в открытом море.
  • Внутри команды корабля бытовало предположение, что на судьбу «Урала» повлияла связь между названием проекта («Титан») и его разработчиком (КБ «Айсберг»).

В 1977 году ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление о создании корабля проекта 1941 (при закладке получившего название «Урал») с системой специальных технических средств разведки «Коралл».


После прибытия на место базирования (залив Стрелок, поселок Тихоокеанский, Тихоокеанский флот) экипаж начал подготовку к боевому походу в район испытательного ракетного полигона ПРО США на атолле Кваджелейн. Однако этот поход так и не состоялся. Долгое время экипаж, даже с помощью специалистов Балтийского завода, не мог устранить неисправность в системе охлаждения корабельной ядерной установки. Выпускники военных сухопутных училищ и академий — специалисты по эксплуатации уникальных комплексов системы «Коралл», МВК «Эльбрус» и функционального программного обеспечения — не желали больше служить на флоте и стали списываться на берег.


Проблему эксплуатации бортовой ядерной установки и основных комплексов системы «Коралл» Военно-морской флот не мог решить в течение нескольких лет. После распада СССР аппаратура была законсервирована, а технологические помещения заварены. Такой оказалась судьба большого атомного разведывательного корабля «Урал» с системой специальных технических средств разведки «Коралл».


Давайте узнаем подробнее историю этого корабля …



В годы холодной войны перед СССР стояла острая необходимость контролировать потенциальные запуски баллистических ракет из любой точки земного шара. Решить эту задачу наземными средствами не представлялось возможным, СССР попросту не имел военных баз во многих уголках мира. В свою очередь корабли Морского Космического Флота (”Космонавт Юрий Гагарин” и другие, см. статьи «История Морского космического флота” и «Последний рейс «Юрия Гагарина”») не имели активных радиолокаторов и предназначались для работы по «ответчикам” отечественных космических аппаратов.


Таким образом было принято решение о создании специального боевого корабля, который позволял бы контролировать любой субкосмический объект на любом отрезке его траектории.


В 1977 году ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление о создании корабля проекта 1941 (при закладке получившего название «Урал”) с системой специальных технических средств разведки «Коралл”. Подготовку и согласование проекта постановления с многочисленными министерствами и ведомствами обеспечила группа сотрудников 10-го ГУ Минрадиопрома и Ленинградского филиала ГПТП под руководством В.Курышева, занимавшего в то время должность заместителя начальника главка.


Проектантом корабля стало Ленинградское ЦКБ «Айсберг” Минсудпрома, заводом-строителем - Балтийский завод имени С.Орджоникидзе. Головным разработчиком системы «Коралл” было назначено ЦНПО «Вымпел” Минрадиопрома. К созданию системы «Коралл” было привлечено более 200 НИИ, КБ, заводов-изготовителей и монтажно-настроечных организаций. Головной организацией по проведению монтажно-настроечных работ на комплексах и системе «Коралл” в целом, проведению заводских испытаний, обеспечению государственных испытаний и по сдаче системы Военно-морскому флоту было назначено Производственное объединение «Гранит”.


Заложили «Урал» в июне 1981 года, спустили на воду в 1983 году, а 6 января 1989 года на корабле был поднят Военно-морской флаг. Корабль получил бортовой номер ССВ-33.

Если и бывают корабли, которым на роду написано стать плавучим несчастьем собственного флота, то «Урал» — в первых рядах. Любители мистики могут углядеть зловещий знак в самом номере проекта этого плавучего острова с ядерным двигателем - 1941. Это ж додуматься надо было из множества цифровых комбинаций для «Урала» выбрать именно такую. В нашей стране никому не стоит объяснять, с какими трагедиями она связана в общественном сознании. Словом, мистика виновата, или не в ней дело, но проект 1941, на который в 80-е годы угрохали миллиарды полновесных советских рублей, кончился крахом.


Чтобы понять, для чего понадобился злополучный «Урал», придется заглянуть в южную часть Тихого океана. Там, вблизи девяти десятков мелких островов атолла Кваджалейн, находится сверхсекретный полигон Соединенных Штатов. Межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмен» и МХ, стартующие в испытательных целях из штата Калифорния, летят именно сюда. А с 1983 года Квавджалейн стал одним из американских научно-исследовательских центров осуществления Стратегической оборонной инициативы, задуманной президентом Рональдом Рейганом с целью обезоружить СССР. Отсюда в рамках подготовки к «звездным войнам» стали запускать ракеты-перехватчики, призванные поражать советские ядерные боеголовки. Телеметрическая информация этих испытаний могла бы многое рассказать Москве о кознях Рейгана. Однако как ее добыть?


Гражданские суда «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров», оснащенные специальными контрольно-измерительными комплексами для наблюдением за космическими объектами, для разведки происходящего на Кваджалейне не годились. Главное — они не имели активных радиолокаторов и предназначались лишь для приема сигналов с отечественных спутников. Значит, необходимо было строить специальный атомный боевой корабль, который был бы способен собирать весь объём доступной информации о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе Мирового океана. Так возник проект 1941 «Титан». Проектантом корабля стало Ленинградское ЦКБ «Айсберг» Минсудпрома, заводом-строителем — Балтийский завод имени С.Орджоникидзе.


Для сбора огромного количества разведданных о пусках баллистических американских ракет необходима была электроника с невиданными по тем временам возможностями. Над ее созданием для «Урала» трудились сразу 18 советских министерств со своими КБ и НИИ. Оснащением уникального корабля спецаппаратурой занималось специально созданное для этой цели Ленинградское производственно-техническое предприятие.

То, что получилось в итоге, назвали корабельной системой наблюдения «Коралл». Ее основу составляли семь мощнейших радиоэлектронных комплексов. Для обработки получаемой информации на «Урале» смонтировали уникальный, для своего времени, вычислительный комплекс, состоящий из нескольких ЭВМ «ЕС-1046» и «Эльбрус». С их помощью можно было расшифровывать характеристики любого космического объекта на удалении до 1500 километров. Специалисты утверждают, что экипаж «Урала» способен был по составу выхлопных газов двигателей баллистических ракет определять даже секреты их топлива.


В случае войны в отдаленных районах океана уникальный корабль должен был суметь постоять за себя. Для этого он получил артиллерию, которая приблизительно соответствовала вооружению эсминца: по одной 76-мм артиллерийской установке на носу и в корме, четыре счетверенных пусковых установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла», четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630 и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя. В авиационном ангаре на корме размещался вертолет Ка-32. Ядерная силовая установка позволяла неограниченно долго идти со скоростью в 20 с лишним узлов.

Управлять чудо-кораблем должен был экипаж в составе приблизительно 1000 человек, из которых не менее 400 - офицеры и мичманы. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6 специальных служб.


Для отдыха моряков в длительном плавании на «Урале» предусмотрели курительный салон, бильярдную, спортивный и кинозалы, салон природы, игровые автоматы, две сауны и бассейн.


Понятно, что для размещения всего этого технического великолепия необходим был корабельный корпус огромных размеров. Его и сделали таковым, взяв за основу конструкцию атомного ракетного крейсера проекта 1144 типа «Киров». В результате длина «Урала» оказалась примерно в два футбольных поля, а высота от киля до клотика - с 28-этажный дом.


О надеждах, которые Министерство обороны СССР возлагало на новейший разведывательный корабль, говорит поистине уникальный факт: абсолютно гражданскому главному конструктору «Урала» Архарову по окончанию работ было сразу присвоено воинское звание «контр-адмирал». Ну, и звание Героя Социалистического Труда - это само собой.



Антенна РЛС «Атолл» без защитного корпуса

На Балтийском заводе «Урал» заложили летом 1981 года. На воду его спустили в 1983-м. В 1989 году корабль вошел в боевой состав ВМФ СССР. И сразу же под командованием капитана 1 ранга Ильи Кешкова отправился в двухмесячный переход к месту постоянного базирования на Тихом океане. В походе корабль-разведчик скрытно сопровождала наша многоцелевая атомная подводная лодка. А еще - множество самолетов и кораблей стран НАТО, которые терялись в догадках: зачем русским этот океанский гигант с космическим антеннами?


На первых порах все складывалось великолепно. Экипаж по дороге в тихоокеанскую базу опробовал возможности своей разведывательной аппаратуры. Без труда за тысячу верст был обнаружен старт американского космического челнока «Колумбия». Потом — вывод на орбиту с территории Соединенных Штатов двух спутников оптикоэлектронной и радиотехнической разведки, запущенных по программе «звездных войн». О таких мелочах, как попутная фиксация параметров радиолокационных станций расположенных по пути иностранных военных баз, а также сопровождавших «Урал» натовских кораблей и самолетов, не стоит и упоминать.

Однако это не была бы советская военная техника, если бы с ней все проходило гладко. Особенно с неосвоенными образцами, опыта эксплуатации которых ни у кого не было. Сотни представителей промышленности, вместе с экипажем вышедшие в океанский поход, денно и нощно пытались отладить то и дело выходившую из строя аппаратуру. Давала сбои система охлаждения ядерного реактора, некорректно работали компьютерный комплекс, некоторые комплексы сбора информации. Возник крен в пять градусов на левый борт, который так и не удалось ликвидировать.


Все оказалось еще хуже, когда «Урал» прибыл в свою базу в ПГТ Тихоокеанский, прозванный моряками Техасом. Никто и предположить не мог, что первый поход чудовищно дорогостоящего уникального корабля окажется и последним. Причальной стенки для него не приготовили. Как не приготовили до этого ничего подобного для тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск». Поэтому ни топлива, ни пара, ни воды, ни электричества с берега на корабли подать было невозможно. Их дизель-генераторы и котлы молотили безостановочно, выбивая драгоценный моторесурс, расходовать который полагалось лишь в походах. Неудивительно, что те крейсера, по сути, «съели» сами себя и были списаны в утиль задолго до положенных сроков.

Теперь та же участь ждала и «Урал». Он тоже большую часть времени стоял на швартовых бочках в заливе Стрелок. А летом 1990 года на атомном корабле-разведчике случился пожар, который вывел из строя кормовое машинное отделение. Выгорели электрические кабели, идущие от кормового котла. Больше года энергообеспеченность корабля обеспечивала только носовая машина, но вскоре сгорела и она. После этого всю энергию кораблю давали лишь аварийные дизель-генераторы. Денег на ремонт не было. Командир корабля капитан 1 ранга Кешков в отчаянии написал даже официальное письмо тогдашнему президенту России Борису Ельцину. Как и следовало ожидать, ни денег на ремонт, ни ответа командир не дождался.

В итоге всех злоключений в 1992 году ядерные реакторы «Урала» заглушили, а его самого поставили к отдаленному пирсу, превратив в невиданных размеров офицерское общежитие. За это тихоокеанцы язвительно прозвали ССВ-33 «Урал» каютоносцем. А аббревиатуру ССВ стали расшифровывать так: специальный спальный вагон.


В различных источниках встречается информация, что «Урал” всё же нёс боевое дежурство, несмотря на поломки корабль успешно контролировал северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии.

В 2001 году сходивший всего лишь в один боевой поход корабль окончательно списали и поставили на прикол к отдалённому пирсу. Рядом с ним тоже на приколе находился собрат по несчастью — ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе», один из четырёх атомных ракетных ударных крейсеров проекта 1144 «Орлан”; единственный оставшийся в строю крейсер проекта 1144 «Пётр Великий” сейчас является флагманом Северного флота ВМФ РФ).

В апреле 2008 года был проведён тендер на утилизацию корабля и его ядерной энергоустановки.


Утилизация корабля проводится (2010) на ДВЗ «Звезда».

Тактико-технические данные корабля


ССВ-33 «Урал»

Судно связи и управления


гл.конструктор М.А.Архаров


Балтийский з-д, 1988 г.

Водоизмещение: стандартное 32780 тонн, полное 34640 тонн (по другим данным 32 780 т/ 36 500 т);


Длина: 265 метров;


Ширина: 30 м;


Осадка: 7.8 м (7,5 м);


Бронирование: отсутствует;


Силовая установка: ядерная энергетическая установка типа ОК-900, 2 х 171 МВт, 2 котла ВДРК-500, 2 турбозубчатых агрегата ГТЗА-688;


Скорость: 21.6 узлов;


Дальность плавания: неограничена;


Автономность: 180 суток;


Вооружение: по одной 76-мм артиллерийской установке на носу и в корме, четыре шестиствольные 30-мм артустановки «Ока» и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя;


Зенитное вооружение: ПЗРК «Игла» (16 ракет 9М-313);


Авиация: 1 вертолет Ка-32;


Экипаж: 233 офицера, 690 старшин и матросов (по другим данным - 890 человек экипажа всего, из них не менее 400 офицеров и мичманов);


В составе ВМФ с 06.01.89 по 2001 г.

(38-я бр. разведывательных кораблей — ОСНАЗ ТОФ)


Выполнил 1 поход -

из Ленинграда в Фокино, б.Абрек

Основой радиоэлектронного оснащения корабля является разведывательный комплекс «Коралл», в том числе включающий в себя две ЭВМ типа «Эльбрус» и несколько ЭВМ «ЕС-1046».


«Эльбрус» — серия советских суперкомпьютеров, разработанных в Институте точной механики и вычислительной техники (ИТМиВТ) в 1970—1990-х годах, а также процессоры и системы на их основе.


Основным отличием системы Эльбрус является ориентация на языки высокого уровня 1980-х годов. Языки класса Ассемблер в системе отсутствуют. Базовый язык — Автокод Эльбрус Эль-76 (автор В. М. Пентковский), на котором написано общесистемное программное обеспечение (ОСПО), является языком класса Алгол. Он напоминает язык Алгол-68, основное различие состоит в динамическом связывании типов, которое поддержано на аппаратном уровне. При компиляции программа на Эль-76 переводилась в безоперандные команды стековой архитектуры.


Главное отличие архитектуры Эльбрус от большинства существующих систем — это использование тегов. В системе Эльбрус каждое слово памяти имеет кроме информационной части, содержащей элемент данных, ещё и управляющую часть — тег элемента, на основании которого аппаратура процессора динамически выполняет выбор нужного варианта операции и контроль типов операндов.


В аппаратуре и ОС реализован гибкий механизм управления виртуальной памятью (называющейся в документации «математической»). Программисту предоставляется возможность описывать массивы до 2 в 20 степени элементов.

Интересные факты из жизни корабля


* Главный конструктор «Урала», Архаров М. А., получил за этот уникальный проект медаль и звание Героя Социалистического труда. Кроме того, будучи гражданским лицом он получил воинское звание «контр-адмирал».


* Корабль имеет построечный (постоянный) крен — 2 градуса на левый борт, что обусловливалось более развитой надстройкой именно на левом борту. Во время перехода корабля к месту дислокации и его нахождения в заливе Стрелок до пожара в 1990 г. этот крен компенсировался корабельными системами - работающие датчики килевой и боковой качки, а также прогиба корпуса показывали нормальное состояние.


* Благодаря своей уникальной конструкции «Урал» является единственным трёхмачтовым боевым кораблём в мире (если не считать входящие в состав многих ВМС учебные парусные корабли).


* В комплекс разведывательной аппаратуры корабля входил «фотоаппарат» с диаметром объектива около 1.5 метра.


* В 1988 году «Урал» посещал Генеральный секретарь ЦК КПСС, в дальнейшем первый и последний Президент СССР Михаил Горбачёв. Для него специально срезали часть надстройки и поставили трап, чтоб удобно было подняться на третий ярус. Но всё это оказалось напрасным: на корабль генсек так и не поднялся.


* В 1990 году во время пожара главного артиллерийского боезапаса Тихоокеанского флота корабль находился в 1,5-2 км от места возгорания. Несмотря на огромное количество разлетавшихся в разные стороны снарядов и ракет, благодаря умелому руководству командира капитана 1 ранга Кешкова и самоотверженным действиям всего экипажа, ни один снаряд, ракета или осколок не попали в корабль. Экипаж практически под шквальным огнём, ночью, при поддержке всего одного буксира вывел его в безопасное место.


* Первый командир «Урала”, капитан 1 ранга Илья Кешков обращался за помощью к президенту России Борису Ельцину. Ответа не получил.

Впечатления журналиста от «Урала”


В 2006 году на «Урале” побывал корреспондент газеты «Труд”. Ему удалось застать последние годы корабля.


В заливе Стрелок на юге Приморья, полтора десятка лет безо всякой пользы гниет у причала атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал”. Язвительно прозванный тихоокеанцами каютоносцем. А еще ССВ расшифровывают как «специальный спальный вагон”. Как еще назвать эту головную боль нынешних адмиралов? С 1992 года, после единственного боевого похода, использовался гигантский корабль-разведчик как офицерское общежитие. На нем хоть как-то можно было жить.


А какие были надежды… Почти тысяча человек экипажа. Способность месяцами стоять у побережья США и «накрывать” средствами электронной разведки всю их территорию. Фиксировать все - от траекторий баллистических ракет до переговоров по мобильным телефонам. Здесь все уникально. Разведывательная аппаратура и вычислительный центр - по последнему слову техники. Для отдыха - курительный салон, бильярдная, спортивный и кинозалы, салон природы, игровые автоматы, две сауны и бассейн. Недаром абсолютно гражданскому главному конструктору «Урала” Архарову после ввода его детища в строй присвоили звания Героя Социалистического Труда и контр-адмирала.


Картина, которая открылась нам сегодня на борту «Урала”, ужасает. Быть может, проклятие корабля заключается в роковом для страны числе 1941? Именно так, к несчастью, кому-то пришло в голову назвать этот уникальный проект.


Странно, но через КПП к кораблю с ядерной установкой пропустили беспрепятственно. Мрачно глядели темные глазницы окон бывшего учебного отряда связистов, а также плавательного бассейна, в котором некогда моряки проходили легководолазную подготовку. Запустение и тлен. А посреди - намертво ошвартованный к причалу «Урал”. Даже просто подняться на его борт теперь опасно. Многие трапы уже без поручней. Вдоль бортов срезаны леера. На дверях нет ручек. Медные заглушки и краны давно свинчены и отправлены на металлолом. Экипаж «съежился” до 15 человек и помещается в одном кубрике. Ядерные реакторы заглушены, присматривает за ними один офицер. Во многих помещениях - вода. Крен на правый борт - 7 градусов. Два года назад, когда было на пару градусов меньше, «Урал” ставили в док и пытались выровнять. Не вышло. Плюнули и оставили догнивать.



Конечно же не могу вам не напомнить о трагической судьбе корабля «Космонавт Юрий Гагарин» и о космическом

Атомный корабль ССВ-33 «Урал» - видео

БРЗК ССВ-33 «Урал» - военный корабль, самый большой в мире корабль-разведчик, единственный корабль проекта 1941 шифр «Титан». В 1977 году ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление о создании корабля проекта 1941 (при закладке получившего название «Урал») с системой специальных технических средств разведки «Коралл».
После прибытия на место базирования (залив Стрелок, поселок Тихоокеанский, Тихоокеанский флот) экипаж начал подготовку к боевому походу в район испытательного ракетного полигона ПРО США на атолле Кваджелейн. Однако этот поход так и не состоялся. Долгое время экипаж, даже с помощью специалистов Балтийского завода, не мог устранить неисправность в системе охлаждения корабельной ядерной установки. Выпускники военных сухопутных училищ и академий - специалисты по эксплуатации уникальных комплексов системы «Коралл», МВК «Эльбрус» и функционального программного обеспечения - не желали больше служить на флоте и стали списываться на берег.

Проблему эксплуатации бортовой ядерной установки и основных комплексов системы «Коралл» Военно-морской флот не мог решить в течение нескольких лет. После распада СССР аппаратура была законсервирована, а технологические помещения заварены. Такой оказалась судьба большого атомного разведывательного корабля «Урал» с системой специальных технических средств разведки «Коралл». В годы холодной войны перед СССР стояла острая необходимость контролировать потенциальные запуски баллистических ракет из любой точки земного шара. Решить эту задачу наземными средствами не представлялось возможным, СССР попросту не имел военных баз во многих уголках мира. В свою очередь корабли Морского Космического Флота (”Космонавт Юрий Гагарин” и другие, см. статьи «История Морского космического флота” и «Последний рейс «Юрия Гагарина”») не имели активных радиолокаторов и предназначались для работы по «ответчикам” отечественных космических аппаратов.

Таким образом было принято решение о создании специального боевого корабля, который позволял бы контролировать любой субкосмический объект на любом отрезке его траектории. В 1977 году ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление о создании корабля проекта 1941 (при закладке получившего название «Урал”) с системой специальных технических средств разведки «Коралл”. Подготовку и согласование проекта постановления с многочисленными министерствами и ведомствами обеспечила группа сотрудников 10-го ГУ Минрадиопрома и Ленинградского филиала ГПТП под руководством В.Курышева, занимавшего в то время должность заместителя начальника главка. роектантом корабля стало Ленинградское ЦКБ «Айсберг” Минсудпрома, заводом-строителем – Балтийский завод имени С.Орджоникидзе. Головным разработчиком системы «Коралл” было назначено ЦНПО «Вымпел” Минрадиопрома. К созданию системы «Коралл” было привлечено более 200 НИИ, КБ, заводов-изготовителей и монтажно-настроечных организаций. Головной организацией по проведению монтажно-настроечных работ на комплексах и системе «Коралл” в целом, проведению заводских испытаний, обеспечению государственных испытаний и по сдаче системы Военно-морскому флоту было назначено Производственное объединение «Гранит”.

Заложили «Урал» в июне 1981 года, спустили на воду в 1983 году, а 6 января 1989 года на корабле был поднят Военно-морской флаг. Корабль получил бортовой номер ССВ-33. Если и бывают корабли, которым на роду написано стать плавучим несчастьем собственного флота, то «Урал» - в первых рядах. Любители мистики могут углядеть зловещий знак в самом номере проекта этого плавучего острова с ядерным двигателем – 1941. Это ж додуматься надо было из множества цифровых комбинаций для «Урала» выбрать именно такую. В нашей стране никому не стоит объяснять, с какими трагедиями она связана в общественном сознании. Словом, мистика виновата, или не в ней дело, но проект 1941, на который в 80-е годы угрохали миллиарды полновесных советских рублей, кончился крахом.

Чтобы понять, для чего понадобился злополучный «Урал», придется заглянуть в южную часть Тихого океана. Там, вблизи девяти десятков мелких островов атолла Кваджалейн, находится сверхсекретный полигон Соединенных Штатов. Межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмен» и МХ, стартующие в испытательных целях из штата Калифорния, летят именно сюда. А с 1983 года Квавджалейн стал одним из американских научно-исследовательских центров осуществления Стратегической оборонной инициативы, задуманной президентом Рональдом Рейганом с целью обезоружить СССР. Отсюда в рамках подготовки к «звездным войнам» стали запускать ракеты-перехватчики, призванные поражать советские ядерные боеголовки. Телеметрическая информация этих испытаний могла бы многое рассказать Москве о кознях Рейгана. Однако как ее добыть?

Гражданские суда «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров», оснащенные специальными контрольно-измерительными комплексами для наблюдением за космическими объектами, для разведки происходящего на Кваджалейне не годились. Главное - они не имели активных радиолокаторов и предназначались лишь для приема сигналов с отечественных спутников. Значит, необходимо было строить специальный атомный боевой корабль, который был бы способен собирать весь объём доступной информации о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе Мирового океана. Так возник проект 1941 «Титан». Проектантом корабля стало Ленинградское ЦКБ «Айсберг» Минсудпрома, заводом-строителем - Балтийский завод имени С.Орджоникидзе.
Для сбора огромного количества разведданных о пусках баллистических американских ракет необходима была электроника с невиданными по тем временам возможностями. Над ее созданием для «Урала» трудились сразу 18 советских министерств со своими КБ и НИИ. Оснащением уникального корабля спецаппаратурой занималось специально созданное для этой цели Ленинградское производственно-техническое предприятие.

То, что получилось в итоге, назвали корабельной системой наблюдения «Коралл». Ее основу составляли семь мощнейших радиоэлектронных комплексов. Для обработки получаемой информации на «Урале» смонтировали уникальный, для своего времени, вычислительный комплекс, состоящий из нескольких ЭВМ «ЕС-1046» и «Эльбрус». С их помощью можно было расшифровывать характеристики любого космического объекта на удалении до 1500 километров. Специалисты утверждают, что экипаж «Урала» способен был по составу выхлопных газов двигателей баллистических ракет определять даже секреты их топлива.
В случае войны в отдаленных районах океана уникальный корабль должен был суметь постоять за себя. Для этого он получил артиллерию, которая приблизительно соответствовала вооружению эсминца: по одной 76-мм артиллерийской установке на носу и в корме, четыре счетверенных пусковых установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла», четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630 и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя. В авиационном ангаре на корме размещался вертолет Ка-32. Ядерная силовая установка позволяла неограниченно долго идти со скоростью в 20 с лишним узлов.

Управлять чудо-кораблем должен был экипаж в составе приблизительно 1000 человек, из которых не менее 400 – офицеры и мичманы. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6 специальных служб. Для отдыха моряков в длительном плавании на «Урале» предусмотрели курительный салон, бильярдную, спортивный и кинозалы, салон природы, игровые автоматы, две сауны и бассейн. Понятно, что для размещения всего этого технического великолепия необходим был корабельный корпус огромных размеров. Его и сделали таковым, взяв за основу конструкцию атомного ракетного крейсера проекта 1144 типа «Киров». В результате длина «Урала» оказалась примерно в два футбольных поля, а высота от киля до клотика – с 28-этажный дом.
О надеждах, которые Министерство обороны СССР возлагало на новейший разведывательный корабль, говорит поистине уникальный факт: абсолютно гражданскому главному конструктору «Урала» Архарову по окончанию работ было сразу присвоено воинское звание «контр-адмирал». Ну, и звание Героя Социалистического Труда – это само собой.

На Балтийском заводе «Урал» заложили летом 1981 года. На воду его спустили в 1983-м. В 1989 году корабль вошел в боевой состав ВМФ СССР. И сразу же под командованием капитана 1 ранга Ильи Кешкова отправился в двухмесячный переход к месту постоянного базирования на Тихом океане. В походе корабль-разведчик скрытно сопровождала наша многоцелевая атомная подводная лодка. А еще – множество самолетов и кораблей стран НАТО, которые терялись в догадках: зачем русским этот океанский гигант с космическим антеннами?
На первых порах все складывалось великолепно. Экипаж по дороге в тихоокеанскую базу опробовал возможности своей разведывательной аппаратуры. Без труда за тысячу верст был обнаружен старт американского космического челнока «Колумбия». Потом - вывод на орбиту с территории Соединенных Штатов двух спутников оптикоэлектронной и радиотехнической разведки, запущенных по программе «звездных войн». О таких мелочах, как попутная фиксация параметров радиолокационных станций расположенных по пути иностранных военных баз, а также сопровождавших «Урал» натовских кораблей и самолетов, не стоит и упоминать.

Сотни представителей промышленности, вместе с экипажем вышедшие в океанский поход, денно и нощно пытались отладить то и дело выходившую из строя аппаратуру. Давала сбои система охлаждения ядерного реактора, некорректно работали компьютерный комплекс, некоторые комплексы сбора информации. Возник крен в пять градусов на левый борт, который так и не удалось ликвидировать.
Все оказалось еще хуже, когда «Урал» прибыл в свою базу в ПГТ Тихоокеанский, прозванный моряками Техасом. Никто и предположить не мог, что первый поход чудовищно дорогостоящего уникального корабля окажется и последним. Причальной стенки для него не приготовили. Как не приготовили до этого ничего подобного для тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск». Поэтому ни топлива, ни пара, ни воды, ни электричества с берега на корабли подать было невозможно. Их дизель-генераторы и котлы молотили безостановочно, выбивая драгоценный моторесурс, расходовать который полагалось лишь в походах. Неудивительно, что те крейсера, по сути, «съели» сами себя и были списаны в утиль задолго до положенных сроков.

Теперь та же участь ждала и «Урал». Он тоже большую часть времени стоял на швартовых бочках в заливе Стрелок. А летом 1990 года на атомном корабле-разведчике случился пожар, который вывел из строя кормовое машинное отделение. Выгорели электрические кабели, идущие от кормового котла. Больше года энергообеспеченность корабля обеспечивала только носовая машина, но вскоре сгорела и она. После этого всю энергию кораблю давали лишь аварийные дизель-генераторы. Денег на ремонт не было. Командир корабля капитан 1 ранга Кешков в отчаянии написал даже официальное письмо тогдашнему президенту России Борису Ельцину. Как и следовало ожидать, ни денег на ремонт, ни ответа командир не дождался.
В итоге всех злоключений в 1992 году ядерные реакторы «Урала» заглушили, а его самого поставили к отдаленному пирсу, превратив в невиданных размеров офицерское общежитие. За это тихоокеанцы язвительно прозвали ССВ-33 «Урал» каютоносцем. А аббревиатуру ССВ стали расшифровывать так: специальный спальный вагон.

В различных источниках встречается информация, что «Урал” всё же нёс боевое дежурство, несмотря на поломки корабль успешно контролировал северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии. В 2001 году сходивший всего лишь в один боевой поход корабль окончательно списали и поставили на прикол к отдалённому пирсу. Рядом с ним тоже на приколе находился собрат по несчастью - ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе», один из четырёх атомных ракетных ударных крейсеров проекта 1144 «Орлан”; единственный оставшийся в строю крейсер проекта 1144 «Пётр Великий” сейчас является флагманом Северного флота ВМФ РФ).
В апреле 2008 года был проведён тендер на утилизацию корабля и его ядерной энергоустановки. Утилизация корабля осуществлялась (2010) на Дальневосточном заводе «Звезда». В июне 2012 генеральный директор ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша заявил о намерениях использовать оборудование и силовую установку БАРЗК «Урал» для ремонта действующих атомных ледоколов. В сентябре 2014 года был объявлен повторный тендер на утилизацию БАРЗК «Урал».

Тактико-технические характеристики корабля ССВ-33 «Урал»

Водоизмещение 32 780 т / 36 500 т
Размеры Длина - 265 м
Ширина - 30 м
Высота - 70 м
Осадка 7,5 м
Двигатели ЯЭУ типа ОК-900, 2 × 171 МВт,2 котла ВДРК-500,
2 турбозубчатых агрегата ГТЗА-688
Мощность 66 500 л. с.
Движитель 2
Скорость хода 21,6 узла (40 км/ч)
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 950 человек
Вооружение 2 × 76-мм АУ АК-176М
4 × 12,7-мм спаренных пулемётных установки «Утёс-М»
4 × 30-мм АК-630
ПЗРК «Игла» (16 ракет 9М-313)
4 × 4 ПУ комплекса ППДО "Дождь"
Авиационная группа Вертолёт Ка-27

Фото корабля ССВ-33 «Урал» с антенной РЛС «Атолл» без защитного корпуса

В судьбе этого пусть бездушного, но все же построенного руками человека объекта как в линзе сфокусировался весь трагизм недавней переходной эпохи. Большой разведывательный корабль« Урал» — самая крупная надводная атомная боевая единица нашего ВМФ — тихо угас вдали от назначенных ему океанских просторов. Но его помнят и им гордятся.

Олег Макаров

Нет особого смысла подробно описывать столь недавнюю историю: еще на памяти живущих, в конце 1970-х — начале 1980-х произошел рост напряженности в отношениях между СССР и США. Америка грозила новым поколением стратегических ядерных ракет, системой ПРО космического базирования, и СССР, приняв вызов, в последний раз напряг железные мышцы своего оборонпрома.

Атолл Кваджалейн — скопище из сотни коралловых островов в 3900 км к югу от Гонолулу — был для нашей разведки вожделенной целью. Это место, на тысячи километров удаленное от любой цивилизации, американские военные использовали и для управления ядерными испытаниями на Маршалловых островах, и для тестирования систем ПРО, и как полигон, по которому уже в 1980-х велись стрельбы новейшими МБР MX Peacekeeper (стартовали они с базы Vandenberg в Калифорнии).


ССВ-33 «Урал», проект 1941 «Титан». Водоизмещение: 32 780/36 500 т // Длина: 265 м // Ширина: 30 м // Высота: 70 м // Осадка: 7.5 м // Бронирование: нет // ЯЭУ: типа ОК-900, 2x171 МВт // Мощность двигателей: 66 500 л.с. // Скорость хода: 21.6 узла (40 км/ч) // Автономность плавания: 180 суток // Экипаж: 930 человек // Артиллерия: 76-мм АУ АК-176 (2); 12-мм спаренные пулеметные установки «Утес-М» (4) // Зенитная артиллерия: 30-мм АК-630 (4) // Ракетное вооружение: ПЗРК «Игла» (16 ракет 9М-313) // Авиационная группа: вертолет Ка-32.

«Урал» для «Коралла»

Чтобы иметь свои глаза и уши поближе к американским берегам и к тестовым площадкам на атоллах, в начале 1970-х советское руководство решило снарядить в океан корабль, который стал бы плавучей платформой для многофункциональной радиоэлектронной разведки. Ну а поскольку ни единой базы ВМФ ни в Северной Америке, ни на островах Океании у СССР не было, платформа эта должна была обладать высокой степенью автономности и, соответственно, большим запасом хода. Отсюда естественно следовал вывод: кораблю быть атомным.

Работы над многоцелевым информационно-разведывательным комплексом морского базирования «Коралл» начались в 1975 году. Головным предприятием по теме стал ЦНПО «Вымпел» — предприятие в системе Минрадиопрома. Главным конструктором проекта назначили известного специалиста в области РЛС Михаила Архарова. «Архаровцам» предстояло создать аппаратуру наблюдения, которая могла бы отслеживать ракетные пуски и фиксировать максимум информации, включая тип ракеты-носителя, дальность стрельбы, координаты старта, вес и количество боевых частей, излучаемую передатчиками телеметрическую информацию и даже, по некоторым сведениям, химический состав ракетного топлива. Кроме того, оборудование будущего океанского разведчика предназначалось для обнаружения различных воздушных, надводных и подводных целей, перехвата каналов связи, а также для слежения за объектами на околоземной орбите. В состав «Коралла» входила, в частности, многоканальная корабельная РЛС «Атолл» сантиметрового диапазона и оптико-электронный комплекс «Лебедь», который мог вести наблюдение в видимом и ИК-диапазоне. Есть сведения, что для камеры оптического наблюдения применялось зеркало диаметром 1,5 м.


Радиоэлектронщики поработали на славу, создав комплекс с огромным количеством функций, на базе новейших достижений советской вычислительной техники (в частности, ЭВМ типа «Эльбрус»). Но… они создавали его, что называется, на берегу, и найти общий язык с судостроителями оказалось непросто.

Безразмерные запросы

Старт проекту 1941 (эти цифры потом будут не раз вспоминать в связи с несчастной судьбой корабля) был дан в 1974 году: тогда к проектированию атомохода для «Коралла» приступило ленинградское ЦКБ «Айсберг», известное, в частности, разработкой советских атомных ледоколов. Первым главным конструктором корабля, который позже будет назван ССВ-33 «Урал», стал Александр Василевский. В 1978 году Василевский ушел из жизни, и его сменил Владимир Тарасов. Представители ЦКБ «Айсберг» вспоминают, что первоначально Михаил Архаров затребовал для своей аппаратуры корабль длиной 400 м. Это примерно на 70 м длиннее американского атомного авианосца класса Nimitz и на 58 м короче самого длинного в истории судна — супертанкера Seawise Giant. Опыта строительства таких монстров, тем более военного назначения, у отечественной промышленности не было, и корабелы стали отвоевывать у «радистов» длину. Сговорились на 265 м, но и это была колоссальная цифра. Когда уже спущенный на воду «Урал» потребовалось поместить в Кронштадтский док, выяснилось, что батопорт дока за ним попросту не закроется. И тогда был сделан новый батопорт, слегка выгнутой формы, чтобы создать для «Урала» дополнительное пространство.

Начни все сначала

«Сложность рабочего проектирования заключалась в том, — вспоминает руководитель службы стандартизации ОАО «ЦКБ «Айсберг» А. Г. Амосов. — что основной радиоэлектронный комплекс «Коралл», для которого создавался корабль проекта 1941, разрабатывался Минрадиопромом одновременно и параллельно с ним. При этом разработчики комплекса не всегда осознавали проблемы, связанные с существенными переделками в рабочем проекте, и их возможное негативное влияние на мореходные и иные качества уже спроектированного корабля. Изменения в системе «Коралл» шли нескончаемым потоком, при этом они зачастую касались не только документации. Нередко приходилось переделывать конструкции, уже воплощенные в металле и прошедшие этап закрытия построечных документов. Это крайне негативно сказывалось на взаимоотношениях проектантов с заводом-строителем. Тем не менее, надо отдать должное корабелам за то, что ни конструктивный, ни архитектурный облик заказа от этих изменений не пострадал».

Стальной муравейник

«Урал» был заложен на стапеле «А» Балтийского завода в 1981 году. Спуск на воду состоялся в 1983-м, но еще три года шла достройка, а физический пуск атомной энергетической установки произошел в 1987 году. И лишь 30 декабря 1988 года был подписан акт о передаче корабля ВМФ СССР.

На Балтийском заводе шутили: если постороннего человека завести на «Урал» и оставить во внутренних помещениях, он будет выбираться оттуда несколько дней. И правда, корабль не только был огромен, но и заключал в себе чрезвычайно сложную систему размещения служб и оборудования, состоявшую из 1500 помещений. Организация монтажных работ внутри этих лабиринтов представляла собой непростую управленческую проблему. Говорят, что лишь тогдашний директор Балтийского завода Виктор Шершнев свободно ориентировался внутри строившегося корабля.

Когда «Урал» вышел на испытания, к 930 постоянным членам экипажа добавилось около полутора тысяч представителей предприятий-смежников, каждый из которых «окучивал» свой участок. В каютах, рассчитанных на три-четыре человека, спали по семь-восемь, а камбуз не справлялся с приготовлением пищи для этого человеческого муравейника.


Атомные приключения

Не стоит забывать и о том, что «Урал» был атомоходом. ЦКБ «Айсберг» спроектировало его под свою классическую атомную энергетическую установку, применявшуюся на ледоколах, добавив лишь некоторое свойственное военной продукции добавочное резервирование. Не всегда все шло гладко. В период вывода на физический пуск одного из двух реакторов типа ОК-900 выяснилось, что одна из решеток, которая используется для его глушения, не работает в режиме самохода, то есть в случае аварии она не смогла бы автоматически заглушить реактор, как это случилось, например, во время катастрофы «Курска». Тогда было принято решение разобрать ядерный реактор прямо на Балтийском заводе, который находится на Васильевском острове, в пределах исторического центра Ленинграда. К тому же на дворе стоял 1987 год, и память о чернобыльском кошмаре была еще очень свежа. Неудивительно, что решение о разборке реактора далось нелегко и принималось на самом высоком уровне. Разборка велась методом гидроподрыва: внутрь реактора под большим давлением подавалась вода, и его крышка ступенчатыми движениями отрывалась от корпуса. К счастью, поскольку реактор еще не выходил на МКУ (минимальную контролируемую мощность), излучение от него было небольшим. Вскрытый реактор обследовали представители проектной организации — Горьковского КБ (ныне ОАО «ОКБМ Африкантов»), но причины дефекта не обнаружили. Несмотря на тяжелейшие условия проведения этой операции и ее технологическую сложность, решетка в режиме самохода так и не срабатывала — ее можно было опускать лишь принудительно, с помощью двигателя. В конце концов было принято решение позволить кораблю ходить в море с этим дефектом, пусть он несколько и снижал ядерную безопасность «Урала».


Другая история произошла, когда «Урал» находился на Кронштадтском рейде: внезапно вышел из строя циркуляционный насос одного из реакторов. Испытания были в разгаре, на заводе присутствовало множество представителей смежников, и руководство Балтийского завода не без оснований опасалось, что если корабль придет в Ленинград с аварийной ядерной установкой, то те же смежники откажутся на «Урале» работать. И тогда родилось решение поменять циркуляционный насос прямо на рейде. Ленинградские корабелы с этой задачей справились, хотя заменить восьмитонный узел при морской качке было невероятно тяжело. После этого случая никаких серьезных «ядерных» неприятностей с «Уралом» уже не случалось.

Политика и менеджмент

Все инциденты, происходившие во время строительства и испытаний корабля, легко объясняются «болезнями роста». «Урал» был уникальным творением, не имевшим аналогов или прототипов. Наверняка при строительстве его систершипа проблем было бы меньше. На Балтийском заводе «Урал» имел номер заказа 810. Был и заказ 811 — на второй большой разведывательный корабль, предназначенный, видимо, для дежурства в водах Атлантики. Они могли бы работать на пару — например, наблюдая в непрерывном режиме вращающиеся вокруг Земли спутники. Для заказа 811 была собрана лишь одна секция, но этим все и закончилось: наступило время, когда и уже построенному «Уралу» дел практически не нашлось.

В строю и не в строю

Дальнейшая судьба «Урала» неплохо известна по появившимся в последние годы публикациям. После принятия на вооружение, корабль совершил двухмесячный переход к месту дислокации на Дальнем Востоке — в Фокино (Приморский край), да так навсегда там и остался. Инфраструктуры (хотя бы в виде причальной стенки) для океанского гиганта не нашлось, и его держали фактически на рейде, без энергетического обеспечения с берега (вода, пар, электричество). Корабль постепенно вырабатывал ресурс своих энергоустановок и деградировал: происходили аварии, последствия которых не устранялись. В 1992 году были заглушены ядерные реакторы. Страна была больше не готова эксплуатировать и поддерживать в боевом состояния гигантов «холодной войны». И дело не только в деньгах и политической воле: собрать в поход корабль с таким колоссальным экипажем, часть которого должны составлять высококвалифицированные специалисты, оказалось уже неподъемной управленческой задачей.

С 2010 года «Урал» утилизируют. Что-то пойдет на металлолом, однако некоторые узлы (в виду того, что корабль почти не ходил в море) имеют еще приличный невыработанный ресурс. В частности, «Атомфлот», базирующийся в Мурманске, очень интересуется трубными системами парогенераторной установки (парогенератор «Урала» ПГ-28 аналогичен парогенераторам, используемым в ледоколах типа «Арктика»).

Возможно, через несколько лет со стапелей Балтийского завода сойдет атомный ледокол нового поколения: двухосадочное (с возможностью захода в относительно мелкие устья рек) судно мощностью 60 МВт. Но это если у знаменитого питерского предприятия, строившего некогда ледоколы, тяжелые атомные крейсеры и «Урал», все пойдет по плану. Сейчас завод переживает не самый легкий период, связанный с весьма типичным для нашей страны «конфликтом хозяйствующих субъектов». А на заводском стапеле «А», с которого сошел когда-то «Урал», заложен «Мистраль». Остается надеяться, что у этого орудия французской колониальной политики судьба сложится более счастливо, чем у атомного монстра, так и не увидевшего тихоокеанских атоллов.